15/01/24

Почему СССР поддержал нападение США на Ирак в 1991 году

В 90-е годы прошлого столетия не уверенных в завтрашнем дне людей оказалось рекордное количество на планете. Кардинальные экономические преобразования, «перекройка» политической карты мира стабильности не прибавляли. А тут ещё произошёл один из самых неожиданных «кульбитов» советской внешней политики – государство, трещащие по швам, поддержало нападение США на Ирак в 1991 году.

Мир! Дружба! Жвачка!

Формально всё началось с того, что летом 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн обвинил эмира Кувейта в «воровстве нефти» из пограничных месторождений. Иракский диктатор на долгое обсуждение спорного вопроса был не настроен, а поэтому вскоре войска перешли государственную границу и превратили Кувейт в 19-ю провинцию. На международном уровне Багдад стал активно указывать на то, что аннексия оказалась единственным способом восстановить «историческую справедливость».

Советским властям оказалось не так-то просто выработать линию поведения в отношении агрессора. Дело в том, что на начало 90-х годов страны многое связывали. Так, в Ираке к моменту вторжения в Кувейт находилось пять тысяч специалистов из СССР вместе с семьями.

Михаил Горбачёв, находящийся тогда на посту президента, должен был принять сложное решение. Дальновидным политиком советского лидера трудно назвать. В 1989 году его действия привели к падению Берлинской стены и крушению Восточного блока. Рассчитывать на что-то более продуктивное не приходилось. Вот и в случае с Ираком он продолжил делать уступки Западу, видимо, рассчитывая на ответные шаги. Но получил Горбачёв только Нобелевскую премию мира.

Слабое звено

Итак, выбор был сделан. В августе 1990 года в аэропорту Внуково министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер официально осудили действия Ирака в отношении Кувейта. При этом Шеварднадзе оговорился – в Персидский залив Москва посылать войска не будет, но если пострадает хоть один советский гражданин, то Багдаду придётся несладко.

От Хусейна потребовали вывести войска из Кувейта в срок до 15 января, но он не подчинился. И только тогда Горбачёв понял, что в случае начала военной операции слава победителя полностью достанется исключительно Западу. Михаил Сергеевич попытался уговорить Буша-старшего не торопить события, но уже 17 января войска США, Великобритании, Саудовской Аравии и других стран ударили по Багдаду.
Иракский диктатор прекрасно понимал – никакой войны не было бы, если СССР бы наложил вето на решение Совета Безопасности ООН «проучить» Ирак.

«Он обманул нас! Я знал, что он нас предаст», – заявил после начала боевых действий Хусейн своему окружению, не забыв обозвать Горбачёва «мошенником».
Но Михаилу Сергеевичу было уже не до иракского лидера. На фоне прекращения существования Советского Союза у Горбачёва появились более насущные проблемы.