20/08/25

Почему Сталин сделал в СССР платное образование

2 октября 1940 года Советский Союз сделал неожиданный и, казалось бы, противоречащий социалистическим принципам шаг. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 638 было введено платное обучение для старших классов средней школы (8–10 классы), техникумов и вузов. Это решение вызвало бурные споры и недоумение, так как оно вступало в явное противоречие с идеей всеобщего и бесплатного образования, провозглашенной в первые годы советской власти. Однако, если рассмотреть исторический контекст и экономическую ситуацию конца 1930-х годов, становится понятно, почему руководство СССР пошло на этот шаг.

Экономическая ситуация

К концу 1930-х годов Советский Союз завершал третью пятилетку, которая была направлена на индустриализацию и усиление обороноспособности страны. Экономика испытывала колоссальное давление: строительство новых заводов, развитие оборонной промышленности, восстановление после массовых репрессий 1937–1938 годов — все это требовало огромных финансовых вложений. В то же время угроза войны с нацистской Германией становилась все более очевидной. Поэтому советское руководство направляло все ресурсы на укрепление армии, производство вооружений и укрепление западных границ.

В таких условиях бюджет страны оказался дефицитным. Финансовые ресурсы перераспределялись в пользу оборонной промышленности, что неизбежно сказалось на других сферах, включая образование. Архивные данные Госплана СССР показывают, что в 1940 году бюджет на образование сократился на 15%, тогда как расходы на оборону выросли на 33%. Введение платы за обучение стало одним из способов компенсировать этот дефицит, сохраняя при этом видимость социальной политики.

Цели и последствия

Постановление СНК СССР № 638 обосновывало введение платы за обучение необходимостью финансирования народного хозяйства. Плата варьировалась от 200 до 500 рублей в год в зависимости от региона и типа образовательного учреждения. Для сравнения, средняя зарплата рабочего в то время составляла около 300–500 рублей в месяц, что в общем-то не делало образование в старших классах и вузах абсолютно недоступным. Тем более, постановление предусматривало некоторые исключения. От платы освобождались отличники, а также дети фронтовиков и военнослужащих. Это решение было направлено на поддержку тех, кто уже проявил себя в учебе или чьи семьи служили государству.

Тем не менее, стоит признать, что значительная масса населения, особенно в сельской местности, не могла позволить себе оплату образования. В результате многие подростки после окончания семи классов вынуждены были идти работать на заводы, в колхозы или поступать в ремесленные училища, где обучение оставалось бесплатным, но строго контролировалось государством. Впрочем, это и было одной из целей реформы — страна остро нуждалась в рабочих руках, но при этом квалифицированных, получивших профессиональное образование.

Социальные изменения

Введение платного образования стало одним из факторов, усиливших социальное расслоение в советском обществе. Несмотря на официальную риторику, к 1940 году сталинская политика все больше отходила от революционных идеалов. Платное образование создавало привилегии для новой элиты — партийных функционеров, инженеров, военных и других представителей советской номенклатуры, которые могли позволить себе оплатить обучение для своих детей. Это способствовало формированию лояльной прослойки общества, которая занимала ключевые посты в государственном аппарате.

Для крестьян и рабочих, составлявших основу советского общества, возможность получения высшего образования становилась все более недостижимой. Это решение, по сути, закрепило социальное неравенство и ограничило мобильность для большинства граждан. В то же время, сокращение числа учащихся в старших классах и вузах позволило разгрузить систему образования, которая к тому времени испытывала серьезные проблемы: нехватку учителей, учебников и помещений.

Историческое значение

Введение платного образования в 1940 году стало важным шагом в изменении социальной политики Советского Союза. Это решение, продиктованное экономическими и военными потребностями, позволило перераспределить ресурсы в пользу оборонной промышленности и подготовки к войне. Однако оно также имело серьезные социальные последствия, усилив расслоение общества и ограничив доступ к образованию для широких слоев населения.

Впрочем, эта мера изначально задумывалась, как временная. После окончания войны и восстановления экономики СССР, в 1956 году, образование вновь стало бесплатным.