08/07/17
Public Domain

Почему так много воров в законе из Грузии

По оперативным данным МВД РФ, из нескольких сотен ныне известных на постсоветском пространстве воров в законе подавляющее большинство – уроженцы Грузии.

Покойный Аслан Усоян (Дед Хасан), сидящий в Испании Тариэл Ониани (Таро) – вот две ключевые фигуры воровского мира, которые сразу вспоминаются, когда речь заходит о грузинских «законниках».

Благодатная (до 2004 года) среда для развития организованной преступности взрастила в Грузии, прежде славившейся чудесными винами, курортами и неизменным гостеприимством, целую плеяду криминальных авторитетов.

Почему они там расплодились?

Эксперты сходятся во мнении, что причины столь массовой «экспансии» воров в законе из Грузии сугубо внутренние – страна, ставшая «кузницей кадров» для преступных авторитетов, сама же их и взрастила. Вор в законе Джаба Иоселиани, приведший к власти Эдуарда Шеварднадзе, и одно время занимавший пост второго лица в государстве, сидел с 1943 года. В период его властвования Грузия предельно криминализировалась. Пожалуй, во многом именно грузинские «законники» сыграли роль и в нивелировании прежних воровских понятий – не иметь дома и семьи, обязательно периодически сидеть в тюрьме и из нее рулить преступным миром. Грузинские воры шиковали на полную катушку – умопомрачительные дворцы, свои люди во власти… Кстати, «лаврушников» или «апельсинов» – воров в законе, купивших статус за деньги, среди выходцев из Грузии также больше всего. «Звание» это недешево – за него платят до миллиона у.е.

Кто, где, как и почему их прижал?

Это сделал в 2004 году тогда еще президент Грузии Михаил Саакашвили, которого общественность знает, главным образом, как чудаковатого парня, жующего свой галстук во время телефонного разговораи незадачливого главу Одесской областной государственной администрации. Михаил Николозович много чего успел совершить за свои неполные 50 лет, но воры в законе ему «благодарны» отдельно – даже после предания Саакашвили обструкции в Грузии продолжает действовать «Закон о принадлежности к «воровскому миру». Это единственный государственный нормативный правовой акт в мире, по которому вора в законе сажают в тюрьму только за принадлежность к воровской масти. Аналогичного закона больше нет нигде. Евросоюз как-то пытался вставить свое «фи» по поводу антигуманности грузинского закона о преследованиях воров в законе, но потом эти дискуссии сошли на нет – возможно, потому, что «западные партнеры» убедились: тема реально работает. Схема определения на нары вора в законе в Грузии очень простая и одновременно жесткая («законников» там сажают на срок до 8 лет): задержанный вор на вопрос, кто он «по жизни», по воровским понятиям должен «обозваться», иначе просто лишится статуса. Дальше как в 37-м году в СССР – «признание – мать доказательств»: суд – срок – тюрьма. Кстати, тюрьма особая, «шнырей» и «шестерок» там нет – все «свои». Можно только представить, как уживаются воры в законе в одной камере, которую надо систематически убирать. К началу нулевых в Грузии все структуры, включая властные, были настолько коррумпированы и завязаны на ворах в законе, что принятие нормативного правового акта о «прищучивании» «законников» оказалось жизненно необходимым, иначе страна превратилась бы в криминальное государство.

Почему они хлынули в Россию

Появление на российском криминальном «небосклоне» воров в законе грузинского происхождения и активная их деятельность на территории РФ во многом объясняется довольно просто: широкие просторы матушки Руси предоставляют большие возможности для разного рода преступной деятельности, здесь крутятся огромные деньги. В Грузию же местным «законникам» дорога заказана – они смертельно боятся экстрадиции. Как и все кавказцы, выходцы из Грузии предпочитают держаться вместе, кланово, они привыкли отстаивать свои интересы сообща. Поэтому грузинские воры в законе и наиболее заметны. Еще с советских времен у них наработаны связи в различных российских структурах, начиная от властных и заканчивая правоохранительными. Грузинские «законники» пытаются обосноваться и укрепить преступные связи и в европейских странах – везде, куда их заносит судьба. Кроме Грузии. Саакашвили там давно не в фаворе, а принятый при нем закон относительно воров в законе продолжает действовать.