Для многих людей после Второй Мировой войны символ «Мертвая голова» связан исключительно с нацистами, но на самом деле немецкие фашисты ничего не изобретали, а просто позаимствовали его. Причем они взяли его отнюдь не у пиратов, как может показаться. Многие считают, что пираты на море ходили под черным флагом с изображением черепа и скрещенных костей, но это традиционная ошибка, пришедшая из приключенческих романов и фильмов. Никакого пиратского флага не существовало, а наиболее часто пираты, корсары и прочие морские разбойники использовали не черный, а красный цвет. Что же касается черного мундира и эмблемы в виде «Мертвой головы», то это как раз характерные атрибуты именно немецкой армии, имеющие давнюю историю. Хотя «Мертвая голова» обычно воспринимается как символ смерти, изначальное ее значение как раз обратное — это символ бессмертия.
Впервые воинские части в черных мундирах и со значком «Мертвой головы» на головных уборах появились в армии прусского короля Фридриха Великого. Его нацисты почитали более других. В числе первых гусарских полков был один, сформированный Вильгельмом Себастьяном фон Беллингом. Позже он получил название 8-го гусарского. Гусары Беллинга носили черную форму, расшитую серебром. Высокий головной убор под названием мерлитон был украшен серебряным черепом и скрещенными костями. Полк носил неформальное название Totenkopfhusaren, то есть «гусары Мертвой головы» или «черные гусары». Среди других полков прусской армии он упоминался чаще других — если посмотреть многочисленные картины битв Семилетней войны, то чаще всего на них встречаются именно «черные гусары». Именно в этом полку начинал службу будущий фельдмаршал Блюхер, который на многих портретах изображен именно в черном мундире.
После того, как Пруссия потерпела поражение в войне с Наполеоном в 1807 году, герцог Брауншвейгский не смирился и создал отдельный корпус, чтобы продолжить борьбу. Корпус этот состоял из нескольких пехотных и кавалерийских полков. Все полки носили черную форму и эмблему «Мертвой головы» на шапках, девизом солдат было: «Победа или смерть!». Их так и называли «Брауншвейгский черный корпус» или «Черный легион». «Черный корпус» воевал в составе английской армии на Пиренейском полуострове, принял участие в битве при Ватерлоо.
После войны с Наполеоном «Черный корпус» частично распался, часть была включена в прусскую армию. Из всех полков прусской армии наследником «Черного легиона» остался лишь 17-й брауншвейгский гусарский полк. Полк этот сохранился в немецкой армии до Первой Мировой войны, носил черную форму с красной отделкой и эмблему «Мертвой головы».
Но он был не единственным в германской армии. Черную форму от гусар Берлинга унаследовал 1-й лейб-гусарский полк. Уже по названию понятно, что полк этот был особый. Дело в том, что в прусской, а затем и германской армии существовало несколько «внутренних армий»: баварская, саксонская, брауншвейгская, со своей атрибутикой, а иногда (как в баварской) даже со своим генштабом. Но некоторые отборные части были общегерманскими и в них служили представители всех земель Германской империи. К таковым относился и лейб-гусарский полк. Позже он был разделен на два полка: 1-й лейб-гусарский No1 и 1-й лейб-гусарский No2. Оба полка носили форму черного цвета, которая отличались отделкой. В первом полку она была красной, во второй — белой (серебряной). У всех на головных уборах был знак «Мертвой головы».
После поражения Германии в Первой Мировой войне ее армия перестала существовать. Однако эмблема «Мертвой головы» не исчезла, она осталась в символике отрядов, боровшихся против восстания «спартаковцев». Об этом пишет, в частности, немецкий историк Г. А. Винклер в книге «Веймар 1918-1933: история первой немецкой демократии». «Мертвая голова» именно тогда стала символикой борьбы с коммунистами и через несколько лет перешла по наследству к СС.
Черная форма первых эсэсовцев в некоторых деталях была позаимствована у гусар. Сейчас уже многим известно, что привычная нам по фильмам черная форма войск СС не соответствует действительности, но это касается лишь периода Второй Мировой войны. А в начальной стадии своего существования эсэсовцы носили именно черную форму, от которой отказались лишь в начале Второй Мировой войны. Кстати, советское заблуждение о том, что в СС была черная форма, объясняется весьма просто. Во время активных контактов Советского Союза и Германии в 1930-е мундиры эсэсовцев были черные, а во время войны уже никто особо не разбирался в таких деталях. Надо добавить, что символ «Мертвой головы» до того, как стал ассоциироваться с нацистскими преступниками, широко использовался в разных странах как символ бесстрашия.
В русской армии существовали свои «черные гусары». Это был Александрийский гусарский полк, носивший мундиры черного цвета и «Мертвую голову» на киверах, хотя этот знак встречается не на всех изображениях полковой униформы. Во время Первой Мировой войны знак использовался в ударных частях, таких как Корниловский полк и женский батальон.
Эмблема перешла и ко многим частям Белой армии, где она считалась символом возрождения. «Мертвая голова» использовалась и чекистами, а также в армии Махно. В истории та же эмблема встречается и во Франции, в Англии, в Италии, и везде это был символ или доблести, или бессмертия, или возрождения. Широкому использованию «Мертвой головы» положил конец Нюрнбергский процесс, так как более никто не хотел использовать символику, ассоциировавшуюся с нацистами.