Не так давно в Харькове (Украина) был снесен бюст Георгию Жукову, что стало очередной причиной для политических скандалов в сети и на уровне представителей двух государств. И хотя волна «декоммунизации» на территории западного соседа идет довольно давно, маршалов Победы ранее она обходила стороной. Чем же Георгий Константинович не угодил украинским националистам? Попробуем разобраться.
«Обрек на уничтожение сотни тысяч украинцев...»
Именно так выглядит основная претензия к маршалу, изложенная в книге украинского историка, Владимира Вятровича, «Неизвестная польско-украинская война». Писатель обвиняет Жукова в геноциде украинского народа в 1943-44 гг. во время мобилизации местного населения на освобождаемых от оккупации территориях Украины. Действительно, тогда далеко не все высказывали острое желание участвовать в войне на стороне СССР. Что якобы и побудило Жукова обронить на военном совете роковую фразу: «Зачем... обмундировывать и вооружать этих хохлов? Все они предатели! Чем больше в Днепре потопим, тем меньше придется в Сибирь после войны ссылать». За украинцев тогда якобы вступился Рокоссовский, обозвавший действия Жукова геноцидом.
В поисках первоисточников
Информация из книги вышеупомянутого Вятровича далека от тех истин, что нам преподавали в школе. Но ведь, если за изучение темы берется историк, то он обязательно опирается на какие-то факты и свидетельства? Вятрович цитирует Жукова по статье историка-журналиста Ивана Ольховского «Я жалкую, що не воював в УПА»* (речь об украинских националистах – Украинской Повстанческой Армии – воевавшей против советских, польских и немецких войск с 1943 по 1956 гг. - запрещена в России).
Ольховский же в качестве свидетеля приводит рассказы некого Юрия Коваленко, которого многие отечественные историки уже окрестили «внуком барона Мюнхгаузена». Достаточно лишь почитать его воспоминания, приводимые и Ольховским, и Вятровичем, чтобы понять, что такое прозвище появилось недаром: попав на войну в 15 лет, Юрий Коваленко сделал головокружительную карьеру и в 1943 году стал одним из тех, кто брал в плен Паулюса. В том же Сталинграде «наш герой» был ранен в сердце, но чудом выжил – и этим случаем якобы восхищался сам Сталин. Далее была служба в адъютантах у Жукова, отправка на Дальний Восток, переход в бомбардировочную авиацию... Даже половины из вышеперечисленного хватит для полноценного голливудского блокбастера.
Фальсификация или заблуждение
Самое интересное, что никто из высшего военного начальства СССР в своих мемуарах не упоминает Коваленко. Как, впрочем, и сам случай, описанный Ольховским и Вятровичем. А ведь на том самом военном совете присутствовали Рокоссовский с Хрущевым, оставившие подробные воспоминания. Так что история про ненависть Жукова к украинскому народу выглядит как минимум весьма спорной – то ли это сознательная фальсификация, то ли заблуждения исследователей, поверивших фантастическим россказням Коваленко.
Фактически же, если верить истории более официальной и источникам более надежным, поводов для ненависти к Жукову у украинцев вроде как и не должно быть. Тем более, что именно этот маршал Победы принял самое прямое участие в руководстве освободительными операциями на территории Украины.
* запрещённая организация на территории РФ