Сложно представить, но всего 70 лет назад по московским улицам гордо курсировали двухэтажные троллейбусы — настоящие дворцы на колесах, ставшие символом столицы 1930-х. Их короткая, но яркая история закончилась так же внезапно, как и началась.
Английское чудо с советской душой
Первый двухэтажный троллейбус появился в Москве в 1935 году — английский гость, поразивший воображение горожан. Инициатором его внедрения стал лично Никита Хрущев, известный своей любовью к технике.
Советская версия, выпускавшаяся на Ярославском заводе, весила 8,5 тонн и могла вместить 74 пассажира. В отличие от полупустых западных аналогов, московские двухэтажки были забиты до отказа. Прокатиться на втором этаже считалось особой удачей — приезжие уверяли, что «жизнь прожита зря», если не удалось подняться наверх.
Почему Ленину после покушения долго не вызывали врача
Тем не менее, у данного вида городского транспорта были и свои недостатки. Дело в том, что высота салона первого этажа составляла 1795 мм, а второго этажа 1770 мм. По этому гражданам выше среднего роста приходилось ездить нагнувшись. На втором этаже и вовсе разрешалось перемещаться лишь сидя. Мало того, троллейбус имел всего одну дверь для посадки и высадки пассажиров, что было крайне неудобно.
Исчезновение городской легенды
К сожалению, век двухэтажных троллейбусов в Москве оказался недолгим. С производства на Ярославском заводе их сняли перед самой войной, а выходить на улицы города двухэтажные троллейбусы перестали в 1953 году. Об истинных причинах охлаждения отношения властей к данному виду городского транспорта появилось сразу несколько городских легенд. Согласно первой из них, Сталин, во время поездки из Кремля на ближнюю дачу увидел, как двигавшийся перед ним двухэтажный троллейбус качается на ветру. Опасаясь за жизнь пассажиров, вождь приказал убрать с улиц города опасные машины. Однако историки города не подтверждают данную версию. По их данным там, где ездил И.В. Сталин, двухэтажные автобусы не ходили, и увидеть их в движении он попросту не мог. Вторая легенда во многом созвучна с первой. Считается, что двухэтажные троллейбусы, которые, действительно, были очень не устойчивыми несколько раз, опрокидывались под порывами ветра и их убрали. Данная версия также не находит исторического подтверждения. Истина куда более прозаична. Двухэтажные троллейбусы нуждались в проводах, расположенных достаточно высоко от земли. В то же время троллейбусная сеть города стремительно росла. Встал вопрос поднимать провода по всему городу, устанавливая новые столбы, либо вовсе снять двухэтажные троллейбусы с рейсов. Из-за экономической составляющей решили пойти по второму пути. Но началась война и двухэтажные троллейбусы, хотя и не производились, но продолжали ездить по центру Москвы. Появился даже приказ: в случае захвата немцами города, двухэтажные троллейбусы сжечь. К счастью до этого не дошло. Последние два троллейбуса имевших два этажа убрали с улиц города в 1953 году.
