Даже многие современные биографы называют отца Владимира Высоцкого Семеном Владимировичем. Однако на самом деле Высоцкий-старший имел совсем другое отчество. Оно указывало на его национальность, которую он тщательно скрывал. И на то были свои причины.
Военная карьера
Как писал сам Семен Высоцкий в автобиографии, которую приводит на страницах издания «Высоцкий. На краю» Юрий Сушко (этот автор также называет Высоцкого-старшего Семеном Владимировичем), он родился в 1915 году в Киеве. Впоследствии родители Семена развелись, и он вместе с отцом перебрался в Москву. В столице в 1936 году Высоцкий окончил техникум связи, в стенах которого он прошел вневойсковую военную подготовку и получил звание младшего лейтенанта. С марта 1941 года Семен Высоцкий находился на военной службе.
Высоцкий-старший прошел всю Великую Отечественную войну. По словам Бэллы Макаровой, автора учебного пособия «Литература. Высоцкий в школе», отец барда был среди тех, кто в составе 4-й танковой армии освобождал столицу Чехословакии от фашистских захватчиков. Войну Семен Высоцкий закончил в звании майора. После победы остался в Вооруженных силах и был направлен на службу в Германию. Как утверждает Виктор Бакин, автор книги «Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти», Высоцкий-старший занимал довольно высокую должность и даже имел в своем распоряжении ординарца и автомобиль с личным водителем.
Ненастоящее отчество
Как в самом начале своей военной карьеры, так и намного позже Семен Высоцкий тщательно скрывал свою национальную принадлежность. Ирина Мудрова в книге «Великие евреи. 100 прославленных имен» упоминает, что Высоцкий-старший был евреем. Именно с этим фактом связана путаница с отчеством отца барда. Семен Высоцкий предпочитал называться Владимировичем. Этот вариант и распространили в литературе всевозможные биографы его сына. Однако в действительности отца Семена Высоцкого звали Вольфом. Хотя даже на надгробном памятнике деда поэта значится: «Владимир Высоцкий».
Для чего же понадобилась такая конспирация? Если верить книге Бориса Кудрявова «Страсти по Высоцкому», в советские годы еврей не имел права носить погоны со звездочками. А Семен Вольфович, как известно, дослужился до полковника бронетанковых войск. Возможно, именно благодаря тому, что Высоцкий-старший скрыл свою национальность, он и смог достичь таких высот. Примечательно, что дед Владимира Высоцкого, который работал юрисконсультом на заводе «Узбеквино», слыл ярым антисемитом.
Наполовину еврей
А вот Владимир Семенович Высоцкий, прекрасно знавший о своих корнях, антисемитом не был. Об этом кроме прочего свидетельствуют письма Высоцкого. Так, в письме к жене поэт, находившийся в командировке на юге страны, иронизируя над своим русско-еврейским происхождением (мать барда была русской), определял себя как «кабардинского еврейско-русского человека». В другом послании, отрывок из которого приведен в книге Зинаиды Агеевой «Я лечила Высоцкого», Высоцкий сетовал: «Волосы выгорели и глаза тоже... От еврейства не осталось и следа».
Несмотря на то что свое «еврейство» Владимир Высоцкий старался не афишировать, о национальной принадлежности артиста были осведомлены почти все его коллеги. Не зря же многие из них называли Высоцкого не иначе как «рациональным евреем». По крайней мере так утверждает Федор Раззаков, автор издания «Владимир Высоцкий: козырь в тайной колоде». В своей книге Раззаков ссылается на интервью с писателем Давидом Карапетяном, который говорил, что в пьяном состоянии в Высоцком просыпался щедрый русский, а в трезвом - его заменял рациональный еврей.