Точное число советских граждан, воевавших на стороне Гитлера в Великой Отечественной войне, до сих пор неизвестно. Единственное, о чем можно сказать с уверенностью, — оно оказалось чересчур велико.
Заметное место среди всех коллаборационистов занимают представители народов Средней Азии, Кавказа и различных народностей, исповедующих ислам. Об их участии в войне написано множество книг, например: «Мусульманские легионы во Второй мировой войне» (О. Романько), «Восточные легионы и казачьи части в вермахте» (А. Каращук и С. Дробязко), «Иностранные добровольцы в вермахте» (К. Юрадо).
«Восточные легионы» Гитлера
Изначально в Германии не планировали принимать большое количество представителей завоеванных стран в состав своих вооруженных сил. Намеревались использовать только минимум аборигенов для вспомогательных работ и диверсионной деятельности.
Но когда «Блицкриг» не удался и стало ясно, что потери слишком велики, руководству Германии пришлось пересмотреть некоторые свои прежние установки.
Народы Средней Азии и Кавказа, все мусульмане, а также казаки были объявлены расово-полноценными в отличие от представителей славянских и прибалтийских народов.
Первый «Туркестанский полк» был создан в ноябре 1941 года. А уже в начале 1942 года началось формирование первых национальных частей: Туркестанского, Кавказско-магометанского, Грузинского и Армянского легионов.
В состав Туркестанского легиона входили все представители народов Средней Азии, в Армянский - только армяне, в Кавказско-магометанском собрали представителей всех мусульманских этносов Кавказа, а в Грузинский, кроме грузин, попали все немусульманские народности Кавказа. Позже появился Северокавказский легион, в котором объединили всех представителей горских народов из Грузинского и Кавказско-магометанского легионов, последний, кстати, переименовали в Азербайджанский. Был образован Волжско-татарский легион, куда вошли все народы Поволжья. Когда же немецкие войска подошли к Кавказу, были составлены отдельные подразделения из калмыков, их присоединили к казакам.
Почему они перешли на сторону врага
Как показали события 1980-1990-х годов, настроить часть населения страны против советской власти не составляет большого труда. И причины этого кроются не только в экономических проблемах и низком уровне жизни, но и в слабости коммунистической идеологии и самого государственного устройства.
В 1940-е годы многие люди просто не могли устоять против грамотной пропаганды. Тогда число тех, кто помнил ужасы Гражданской войны и годы репрессий, которые коснулись многих семей в той или иной степени, было очень велико. Уровень жизни народа также был крайне низким. Ко всему этому добавились успехи германской армии в войне, что было для некоторых весомым обстоятельством.
А порой приходилось выбирать между ужасами концлагеря и хоть какой-то свободой.
Что касается народов Средней Азии и Кавказа, то здесь сыграл немаловажную роль национальный фактор. Задеть национальную гордость, обвинить Россию историческим врагом, лишившим независимости, было для немецких пропагандистов несложной задачей.
В результате «восточные легионы» помимо борьбы с большевиками вдохновлялись ещё и борьбой за независимость, что стало даже более значительным стимулом.
«Восточные батальоны» вермахта
«Восточные легионы» формировали различное количество отдельных батальонов. В 1942-1943 годах в Польше, где было расположено Командование данных легионов и проходила подготовка, были созданы 48 полевых батальонов.
Комплектование проходило и на Украине, куда была выведена 162-я пехотная дивизия, ставшая базой и учебным центром для новых частей. На основе дивизии были собраны ещё 25 полевых батальонов.
В каждом батальоне было ядро из немецких военнослужащих, в первую очередь командный состав. У всех немецких командиров имелись заместители из представителей соответствующей национальности. Всё руководство ниже уровня роты было только национальным.
Численность батальона составляла 800-1000 человек, а его структура не отличалась от аналогичных подразделений вермахта. Но вооружение было исключительно советское - трофейное.
Эсэсовцы из Туркестана и Крыма
В войсках СС также формировались национальные части. Основой для них послужили батальоны из восточных легионов вермахта. В 1943 году был организован 1-й Восточно-мусульманский полк СС. Осенью 1944 года он влился в Восточно-тюркское соединение СС, куда также входили боевые группы «Идель-Урал» и «Крым» из волжских и крымских татар.
После того как немецкие войска захватили Крым, начали комплектоваться части из крымских татар, которые летом 1942 года развернули в 8 полицейских батальонов. Впрочем, строгого отбора по национальному признаку не было, в состав частей набирали представителей самых разных народов. Организационно эти батальоны подчинялись СС, хотя в состав войск СС не включались. В отличие от восточных полицейскими батальонами командовали бывшие командиры РККА, причём не татарского происхождения, немецкий же персонал был минимальным, лишь для связи.
Против Красной Армии или партизан
Изначально все восточные соединения действовали только в тылу - охраняли коммуникации, склады, лагеря военнопленных. Позже восточные батальоны стали использовать в войне с партизанами. Возможность отправки их на фронт не рассматривалась, в первую очередь по причине их слабой подготовки. Даже их борьба с партизанами оставляла желать лучшего.
Кроме того, немцы до конца не доверяли бойцам подразделений, сформированным из жителей оккупированных стран, особенно Советского Союза. Их недоверие было вполне оправданным. Если в период успехов вермахта восточные батальоны, как и другие части из бывших советских граждан, твердо стояли за Германии, то, как только ситуация на фронте поменялась, рвения у них явно поубавилось.
Ярким примером может служить ситуация в Крыму, где полицейские батальоны из татар активно действовали против партизан в 1942 году. Но как только немецкие войска ушли с Кавказа и Крым оказался блокирован, настроения изменились. Бегство татар стало принимать массовые масштабы, один из батальонов целиком перешел на сторону партизан.
В 1943 году было принято решение все восточные легионы вывести на Запад. Часть из них привлекалась для борьбы с югославскими партизанами или французским Сопротивлением, часть вошла в состав войск Атлантического вала. После высадки англо-американцев во Франции большинство восточных батальонов было уничтожено: некоторые сражались довольно упорно, другие просто разбежалась или сдались в плен.
Из остатков батальонов немецкое командование пыталось слепить отдельные части, в основном вспомогательные. Две роты Кавказской истребительно-противотанковой группы (Kaukasischen Panzerjagdverbdnd № 12) даже сражались в Берлине, где история восточных легионов Гитлера и закончилась.