04/03/25

Почему встречу ВВС СССР и США в 1951 году американские лётчики прозвали «Чёрный четверг»

В середине прошлого века обстановка накалилась до предела на Корейском полуострове. Американцы под флагами НАТО воевали на стороне Южной Кореи, а СССР поддерживал северокорейцев. Москва направила в регион военных советников и лётчиков, управляющих реактивными истребителями МиГ-15. Этот военный конфликт отмечен яростными схватками советских и американских пилотов вдоль южного берега реки Ялуцзян. Именно там произошёл бой, который вошёл в историю ВВС США как «Чёрный четверг».

Четверг, 12-е

На четверг, 12 апреля 1951 года, американское командование запланировало самый крупный авианалëт за всю войну. Целью должен был стать железнодорожный мост через реку Ялуцзян, без которого снабжение северокорейской армии становилось невозможным.

Для выполнения задания в небо поднялось 28 тяжёлых бомбардировщиков B-29 Superfortress, которых сопровождали от 80 до 100 истребителей разной модификации.

На перехват незамедлительно вылетело 48 советских реактивных МиГ-15. От них требовалось не ввязываясь в бой с истребителями, уничтожать бомбардировщики.
Одним из участников атакующей группы был капитан Лев Иванов. Позже он вспоминал, что подбил противника первой же очередью – метров с восьмисот, а потом «прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели». «Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель», – рассказывал советский пилот.

Другой участник сражения – лётчик-ас Сергей Крамаренко – красочно описал, как у одной «летающей сверхкрепости» отвалилось крыло, и она развалилась прямо в воздухе. Другие в это время горели.

Атака продолжилась и после того, как закончился боезапас. Советские самолёты продолжали кружить над противником, оказывая на него психологическое давление.

Новый план

Всего за 10 минут американские ВВС потеряли 10 бомбардировщиков и 4 истребителя, а 120 лётчиков оказались в корейском плену. Советские ВВС же вышли из боя без потерь.

В Вашингтоне незамедлительно попытались вынести уроки из этого позорного поражения. Американские власти пересмотрели концепцию возможной войны с Советским Союзом, после чего пришлось признать – реактивные истребители МиГ способны без поддержки зенитной артиллерии за один бой сбить 25% бомбардировщиков. От вероятного авиационного удара в Пентагоне были вынуждены отказаться.

Итог сражения

Каждая война – это свои герои. События на Корейском полуострове не стали исключением. Так, Николай Сутягин стал самым «результативным» пилотом – он сбил 21 американский самолет. На одну победу меньше у его сослуживца Евгения Пепеляева. Американцы настолько не желали отдавать пальму первенства СССР, что записали на счёт своего аса Джозефа Макконела 16 сбитых советских лётчиков.

Кроме того, США заявляли, что их ВВС уничтожили 900 самолётов СССР. Но в Москве придерживались другой версии, согласно которой советская сторона подбила 1097 воздушных судов противника, потеряв при этом 319 машин.