На фоне проходящей в Токио Олимпиады премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что на Курильских островах может появиться свободная таможенная зона. По мнению экспертов, в перспективе это будет выгодно японским бизнесменам, заинтересованным в освоении Южных Курил. Но официальный Токио не оценил российскую инициативу. Властям Страны восходящего солнца не понравилось, что Мишустин вообще приехал на курильский остров Итуруп. Замглавы японского МИДа Такэо Мори выразил по этому поводу протест послу России Михаилу Галузину. Впрочем, ничего нового в такой позиции Японии нет.
Курилы преткновения
Так называемая «проблема северных территорий» возникла в японо-советских отношениях по итогам Второй мировой войны. Освободив Курильские острова в августе 1945 года, десантники Красной Армии вернули России территории, на которых русские первопроходцы появились ещё в XVII веке, но которые царь в середине XIX века уступил японцам по Симодскому трактату.
Потеря четырёх южных островов Курильских гряд – Итурупа, Кунашира, Хабомаи и Шикотана – оказалась крайне болезненной для Токио. С 1855-го по 1945-й годы Япония активно осваивала так называемые «острова Хабомаи», поэтому отсюда были репатриированы десятки тысяч японцев.
Советский Союз уже в 1956 году готов был вернуть Японии Хабомаи и Шикотан при условии подписания мирного договора между странами. Но японское правительство, при явном подначивании со стороны США, потребовало новых уступок. В результате территориальный спор «застопорился» более чем на полвека.
Во внутренней политике Японии «проблема северных территорий» приобрела «ритуальный» характер. «Правый лагерь» японского истеблишмента традиционно демонстрирует твёрдость в данном вопросе. У Японии почти нет проблем с национальными меньшинствами, поэтому националистическая риторика звучит на «внешнем фронте». В советской традиции этих японских политиков, вдохновляющихся ценностями средневековых самураев и генералов «Азиатской сферы взаимного процветания», обычно называли «реваншистами». Но влияние «Клана северных территорий» на позицию правящей Либерально-демократической партии всегда было очень сильным.
После распада СССР для Токио забрезжила надежда на возврат островов. Кремль в ту пору действительно был не прочь подписать мирный договор с условием привлечения японских инвестиций. Южные Курилы президент Борис Ельцин хотел объявить «свободной территорией» (с безвизовым режимом для японцев). Окончательно решить территориальный вопрос он пообещал японскому премьеру Рютаро Хасимото к 2000-му году. Но ни на что меньшее, чем немедленная передача двух островов, Япония не соглашалась. Бескомпромиссность, подстёгиваемая уязвлённой национальной гордостью японцев, привела к тому, что судьбоносных решений по Курилам не было принято.
«Протестная» дипломатия
В XXI веке официальный Токио выискивает малейшие поводы для того, чтобы напомнить о своей «непримиримости». Визиты на Курилы официальных лиц РФ неизменно используются для новых и новых антироссийских высказываний.
Как можно судить по хронике СМИ, протесты против «посещений Курил» начались в ноябре 2010 года, когда на остров Кунашир прибыл Дмитрий Медведев, бывший на тот момент президентом России. Он стал первым главой государства, ступившим на этот отдалённый клочок русской земли. Японский МИД заявил, что данный поступок «ранит чувства японского народа» и временно отозвал посла из Москвы. А чуть позже премьер-министр Японии Наото Кан назвал действия Медведева «непозволительной грубостью». Когда Дмитрий Медведев стал премьер-министром, японцы выражали протесты против его визитов на Курилы в 2012-м, 2015-м и 2019-м годах.
Токио болезненно реагирует и на поездки на острова любых других федеральных чиновников – например, вице-премьера Сергея Иванова в 2011 году, министра сельского хозяйства Александра Ткачёва в 2015 году и правительственной делегации в 2019 году. Проходит это по стандартному сценарию: МИД Японии каждый раз выпускает ноту протеста. Российские дипломаты в ответ пожимают плечами и напоминают, что по своей территории официальные лица РФ могут перемещаться, где хотят.
Японии не нравятся практически любые суверенные действия России на Курилах. В 2018 году, например, дипломаты Токио раскритиковали новость о прокладке на Южные Курилы оптоволоконного кабеля.
Русские тоже протестуют
Стоит добавить, что МИД России в связи с «курильской проблемой» порой предпринимает те же самые шаги, что и японцы. Российские дипломаты выразили Токио официальный протест, когда в 2004 году премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми осмотрел «северные территории» с борта корабля береговой охраны.
Случаются протесты и на «низовом» уровне – в этом плане особенно активны жители Сахалинской области, в состав которой входят Курилы. В том же 2004 году президент Владимир Путин поддержал инициативу министра иностранных дел Сергея Лаврова о возможной передаче Хабомаи и Шикотана при подписании мирного договора. После этого в Южно-Сахалинске прошёл крупный митинг граждан, несогласных с подобным развитием событий.