19/12/21

Почему жена Жукова жаловалась Хрущеву на собственного мужа

Как известно, карьера Георгия Жукова отличалась не только взлетами, но и падениями. Такой же насыщенной была и личная жизнь маршала. Большая часть биографии Жукова была связана с Александрой Зуйковой, которая однажды в порыве отчаяния написала на военачальника заявление в ЦК КПСС.

Знакомство и семейная жизнь

Георгий Константинович Жуков познакомился Александрой Диевной Зуйковой в 1920 году в Воронежской губернии. К тому моменту судьба уже свела его с первой гражданской супругой, Марией Николаевной Волоховой. Старшая дочь Зуйковой и Жукова, Эра, рассказывала, как мать всюду ездила за военачальником, «жила в нетопленных избах», «перешивала гимнастерки на юбки». Однако Маргарита Жукова, дочь маршала и Волоховой, утверждала, что маршал не любил Зуйкову и жить с ней не хотел, она сама навязывалась, совершая неожиданные для него визиты в Минск, где тот тогда находился. Жуков неоднократно покупал ей билет на поезд в Воронежскую губернию и просил не приезжать, но Александра всякий раз возвращалась в Минск.

Однако Александра Диевна оказалась женщиной настойчивой. По словам Николая Зеньковича, автора издания «Самые секретные родственники», Жуков даже зачислил ее в штаб писарем. Мало того, есть версия, что в 1922 году Георгий Константинович зарегистрировал брак с Зуйковой, правда, впоследствии документы где-то затерялись. Пришлось расписываться повторно уже в 1950-х. Кроме прочего, Зуйкова во время кочевой жизни с военачальником потеряла ребенка, и врачи запретили ей рожать. Но Александра рискнула ради мужа: в 1928 году в Минске на свет появилась и первая общая дочь, Эра, а спустя 9 лет в Слуцке Минской области – вторая дочь, которую родители назвали Эллой.

Борьба за счастье

После рождения детей Александра Диевна оставила работу и полностью посвятила себя семье. Судя по всему, Зуйкова дорожила не только дочерьми, но и своим супругом. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Куйбышев, но все равно часто навещала Георгия Константиновича на фронте. Как известно, тогда у Жукова появилась походно-полевая жена, военный врач Лидия Захарова. Александра Диевна об этом догадывалась, но старалась не показывать виду. Через много лет, как вспоминал водитель маршала, Зуйкова посетовала: «Я ему тут портянки стирала, а у него на фронте другая была!». А между тем отношения между Жуковым и Захаровой закончились только спустя 5 лет после победы. Александра Диевна притворялась, что ничего не происходит.

Когда Георгий Жуков оказался в опале и лишился всех постов, в квартиру были перевезены хранившиеся в его кабинете вещи. Перебирая их, жена маршала обнаружила снимок незнакомой ей женщины и потребовала от супруга объяснений. Жуков признался, что встречается с врачом, но уже не с Лидией Захаровой, а Галиной Семеновой. Для Зуйковой это было настоящим ударом, а, узнав о рожденной в 1957 году Семеновой, дочери Марии, и вовсе пришла в ярость. Георгий Константинович просил Александру Диевну только об одном – о разводе. Тогда отчаявшаяся женщина написала заявление в ЦК КПСС на имя Никиты Хрущева, в котором потребовала «убрать Галину Семенову вместе с незаконнорожденной дочерью подальше от Москвы и обязать мужа вернуться в семью».

Ушли один за другим

Никита Хрущев действительно неоднократно просил Георгия Жукова вернуться к Александре Зуйковой, но маршал заявлял: «Не лезьте в мою личную жизнь!». Казалось, постепенно Александра Диевна смирилась с существованием Семеновой и в 1961 году даже дала свое согласие на удочерение Жуковым внебрачной дочери Марии. Однако развода с Зуйковой военачальник добивался довольно долго. Как пишет в своей книге «Жуков. Портрет великого полководца» Виктор Устинов, только в январе 1965 года брак между Георгием Жуковым и Александрой Зуйковой был официально расторгнут, последняя наконец дала добро. Жуков тянуть не стал и через 4 дня зарегистрировал отношения с Галиной Семеновой.

После этого Зуйкова прожила недолго. В декабре 1967 года у нее случился инсульт. Экс-супругу Георгия Жукова увезли в больницу, а утром следующего дня она умерла. Георгий Константинович добился, чтобы Александру Диевну похоронили на Новодевичьем кладбище. Недолгим оказался век и Галины Семеновой. У жены маршала обнаружили онкологическое заболевание, от которого она и скончалась в 1973 году. Галина Александровна также была похоронена на Новодевичьем кладбище. А вскоре ушел из жизни и сам Жуков. Через месяц после смерти жены у него случился инсульт, потом – инфаркт с потерей сознания. Он умер в июне 1974 года на больничной койке, накануне 17-летия своей младшей дочери Марии. Урна с его прахом была захоронена на Красной площади.