В Советском Союзе производилось довольно много автомобилей. Многие из них шли на экспорт. За границей, вопреки распространенному, но ошибочному мнению, «произведения советского автопрома» пользовались спросом. Правда, машины, обладателями которых должны были стать иностранцы, долго готовили к «отъезду». В названии появлялась литера «Э» (экспортный»), а порой «железных коней» и вовсе переименовывали в угоду иностранному рынку.
За границей особенно «уважали» грузовики советского производства. Иностранные эксперты после нескольких тест-драйвов вынуждены были признать — машины, собранные в СССР, имеют высокую проходимость, надёжны, неприхотливы, а ремонтировать такие «агрегаты» в случае поломки можно буквально «на коленке».
.
Естественно, в первую очередь грузовики поставлялись в дружественные социалистические страны. Позже советским автопромом заинтересовались в Китае. В Поднебесной популярностью пользовались ЗИС-150 и его модификации. По дорогам соседнего государства в XX веке разъезжали экспортные версии грузовиков под названием «Jiefang» (в переводе — «Освобождение»). Еще один знаменитый советский грузовик ГАЗ-51 в Китае получил название «Юджин», а в Корее — «Сынри», то есть «Победа».
Из легковых автомобилей первой отправилась покорять заграничные государства «Победа». Так как поставки были налажены через несколько лет после окончания Второй мировой войны, то название в этом случае осталось неизменным.
.
Далее на экспорт отправили «Москвич-408». Но для Восточной Европы было придумано новое название — «Рила» с цифровым индексом, соответствующим объёму двигателя. Европейский рынок удалось покорить ЗАЗ-965, но как «Ялта» (Jalta и Yalta в разной транслитерации).
А вот «Жигули» сначала решили поставлять с оригинальным названием. Продажи не пошли. И дело было вовсе не в том, что самый массовый советский автомобиль не смог конкурировать с другими марками (по техническим характеристикам «Жигули» превосходили многих конкурентов). Оказалось, что название слишком созвучно словам «жиголо» и «щикули» (первое — наемный ухажер, второе — непечатное венгерское ругательство). Так все экспортные модели «Жигулей» оперативно переименовали в «LADA». На иностранные рынки они поставлялись к тому же с самыми разными приставками: Saloon, Nova, Riva, Estate, Kalinka, Taiga, Cossack.