Личность Иосифа Сталина – одна из самых значительных и неоднозначных в мировой истории. А потому образ «отца народов», вызывающий у огромных масс людей самые противоречивые чувства – от лютой ненависти до благоговейного поклонения – остается неисчерпаемым источником политических баталий, всевозможных конспирологических домыслов, научных дискуссий и психоанализа. Свою лепту пытается внести и современная графология, набирающая все большую популярность в криминалистике, военной разведке, бизнесе. Согласно этому учению, по почерку человека можно составить его точный психологический портрет. Современные российские графологи предпринимают попытку прийти к некоему консенсусу и в анализе почерка Иосифа Виссарионовича.
Графологические версии
Исследуя почерк советского вождя, графологи называют одни и те же особенности его почерка, отличавшегося сильным нажимом, большой связностью букв, нетипичными основными линиями и т.д., однако при этом выводы исследователей местами имеют значительные различия.
Так, например, графолог Инесса Гольдберг увидела в почерке Сталина «графические признаки неблагонадежности и скрытности, граничащей с подозрительностью и параноидальностью». По ее мнению, почерк Сталина говорит о склонности к постоянному поиску врагов, умении лгать в глаза и добиваться цели любыми средствами. «Слово Сталина абсолютно ничего не значило... Он был не заслуживающим доверия человеком», – заявляет она. Графолог отмечает, что Сталин «мог быть очень хитрым и лукавым, мог использовать свой интеллект, чтобы достичь своих интересов любой ценой, даже если эта цена – в том, чтобы совершить что-то нечестное, предать друга или использовать кого-то в наиболее подходящий для этого момент».
В то же время графотерапевт Лариса Лоран утверждает, что, судя по почерку, Сталин обладал сильными моральными установками, которые практически невозможно было сломать. При этом, отмечая у Сталина выдающиеся дипломатические способности и чрезвычайно развитую интуицию, графолог пишет, что такой человек «Всегда думает, что говорит и не всегда говорит, то, что думает». Также Лариса Лоран отметила его стремление реализовать задуманное, которое иногда могло быть сверхнастойчивым, а также упрямство, авторитарность, требование от окружения беспрекословного подчинения и четкого выполнения своих требований. По ее мнению, такой психотип «никогда не останавливается в своих действиях, даже если необходимо вторгаться в чужое личное жизненное пространство или последствия могут не понравиться кому-либо». При этом как основную черту характера исследователь отмечает критичность, склонность к дедукции и тщательному анализу.
Примечательно, что, обращая внимание на идентичность графологических признаков почерка и подписи, Лариса Лоран приходит к заключению, что не существовало разницы между тем, каким Сталин был внутренне, и тем, каким он хотел казаться своему окружению. Прямо противоположное мнение высказывает графолог Лариса Дрыгваль, которая утверждает, что «противоречивое сочетание резких, жестких, угловатых штрихов с сильным нажимом, детерминированных подсознательными, иррациональными импульсами и сознательными механизмами, связанными с попытками стилизовать почерк, делать его читабельным и относительно нормативным», свидетельствует о догматичной, категоричной натуре с крутым нравом и бескомпромиссным поведением, которая маскировалась «более красивым и продуманным имиджем». «Отцу народа было крайне важно то, как о нем думают окружающие, как о нем отзываются. Его внешняя сторона личности (имидж) кардинально отличалась от внутреннего естества. Имидж был тщательно продуман, просчитан и идеализирован в глазах окружающих», – резюмирует она.
Графолог И.В. Щеголев отмечает, что при написании слов буквы у Сталина постепенно опускаются. При этом первая буква следующего слова заметно выше последней буквы предыдущего слова. По его мнению, это свидетельствует о пессимистичности натуры, которая может обладать бойцовскими качествами, но плохо держит удары судьбы. Также заметные скачки основной линии свидетельствуют о резких перепадах настроения. По его словам, те же особенности характера отмечали и его приближенные. Среди черт характера исследователь также отмечает прагматичность, честолюбие, умение сконцентрироваться на конкретных целях, непомерном самоуважении.
Графологи сходятся в том, что Сталин был доминантной личностью, которая желала оставаться в центре внимания и руководствовалась внутренней убежденностью. «Этому человеку была свойственна идейная направленность, выполнение роли борца со злом, защитника униженных и оскорбленных, искренняя вера в то, что улучшить мир можно любыми средствами, а также непоколебимость и безоговорочная вера в свою правоту. Можно сказать, что Сталин психологически ощущал себя служителем этой идеи, верил в свою миссию и ее осуществление», – пишет Лариса Дрыгваль. Отмечают графологи также и возможные скрытые комплексы, сильное природное агрессивное начало, неготовность проявлять эмоции и чувства. Щеголев также утверждает, что в поздний период жизни последние буквы фамилии в подписи написаны очень сжато и напоминают частокол. «Похоже, что с возрастом недоверчивость и скрытность Сталина приняли маниакальный характер», – выдвигает гипотезу графолог.