Еще несколько лет назад, когда российские военные заговорили о новом проекте ядерного беспилотника под кодовым обозначением 2М39, это вызывало только смех со стороны Запада. Когда же в 2022 году прошли успешные испытания этих торпед, способных нести атомный заряд, оптимизма в Брюсселе и Вашингтоне поубавилось.
Российская «машина Судного дня» вызвала обеспокоенность у военных чиновников Запада…
Наследие СССР
Надо сказать, что сама идея ядерной суперторпеды с ядерной же энергоустановкой не нова. В Советском Союзе разработки начались еще в 1950-х годах. Но тогда от проекта Т-15, способного вызвать цунами с высотой волны почти 100 метров и буквально смыть все побережье США, отказались. Для суперторпеды необходимо было создавать специальную субмарину. Да и та могла бы нести только один боезаряд, пусть и столь разрушительный.
К идее вернулись в 1960-х — над ней трудился академик Андрей Сахаров. Но тогда суперторпеду «зарезал» вице-адмирал Петр Фомин, отвечавший за ядерное вооружение флота и его испытания. Адмирала буквально испугала «людоедская» разрушительная сила нового оружия. Более того, он пристыдил и самого Сахарова, который, по его собственным воспоминаниям, больше к этому вопросу не возвращался.
Морская доктрина РФ
К идее вернулись в 2015 году, когда президент РФ Владимир Путин утвердил новую морскую доктрину страны, в которой важная роль отводилась беспилотным подводным аппаратам. Тогда же в Минобороны США заговорили о разработке нового устройства под кодовым именем Kanyon, которое по своим характеристикам очень напоминала ту самую советскую Т-15.
Ответом стало начало аналогичных работ в России. Уже год спустя прошли первые подводные испытания аппарата под кодовым названием «Статус-6». Правда, как оказалось позже, речь тогда шла об отработке отдельных узлов будущей суперторпеды. Впрочем, до последнего на Западе сомневались, что аппарат будет создан, утверждая еще в 2021 году, что в собранном виде «Посейдона» не существует и он остается лишь на бумаге.
Машина Судного дня
Однако уже летом 2022 года российскому флоту была передана подлодка К-329 «Белгород», которая как раз и проектировалась, как носитель «Посейдона». А в начале этого года военные получили и первые боевые торпеды, предназначенные для «нанесения гарантированного неприемлемого ущерба прибрежным территориям посредством обширного радиоактивного загрязнения и других поражающих факторов».
Насколько разрушительным может оказаться «Посейдон» до сих пор неясно. Хотя длина в 24 метра, диаметр в два и масса — около 100 тонн говорят сами за себя. По слухам, торпеда способна нести заряд до 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте — это в 5,5 тысяч раз мощнее, чем бомба, взорванная над Хиросимой, и как минимум в три раза больше, чем энергия, выделенная при падении Тунгусского метеорита.
И даже если эти показатели преувеличены в несколько раз, то все-равно разрушения будут чудовищными. Неудивительно, что Запад относится к этой российской разработке с такой опаской. Тем более, что хваленая американская ПРО от нее точно не спасет…