Владимир Гиляровский использовал термин "клоака" для описания главной подземной реки столицы - Неглинки. Однако, при своем спуске в нее, известный московский писатель обнаружил только труп собаки. С тех пор прошло много времени, и сегодня специальные бригады "Мосводостока" следят за состоянием подземных рек. Они опровергают мифы о безглазых рыбах-мутантах, крысах размером с кошку и червях-убийцах, которые, якобы, обитают в подземных коллекторах, и рассказывают о реальных обитателях этих закрытых водоемов.
Смертельный «аквапарк»
Подземное водное царство столицы представляет собой сложную сеть коллекторов, которые вмещают более 150 рек и ручьев. Самой длинной из подземных рек Москвы является Лихоборка, из которых 17 километров находятся в подземных коллекторах. Также под землей протекают два крупных ручья - Ржавец и Студенец, которые являются притоками Лихоборки. Более 50 лет по западной части Москвы течет река Филька, вторая по длине подземная река и правый приток Москвы-реки. Левый приток, река Нищенка, направлен через подземные трубы. Важным водоемом считается река Городня, большая часть которой находится под землей. В Городне обитает много рыбы, такая как плотва, верховка, окунек, карась и щука, которая иногда попадает в подземный коллектор.
Однако самой известной является река Неглинка. В прошлом она была чистой и богатой рыбой, но ее начали убирать подальше от глаз еще в начале XIX века из-за загрязнения. Сегодня главная функция Неглинки - отводить ливневые воды, чтобы предотвратить наводнения. После сильных дождей вода в коллекторе Неглинки движется с такой скоростью, что живым организмам трудно задержаться и выжить.
В коллекторы также попадает рыба из Москвы-реки. Несмотря на то, что главная водная артерия столицы очень загрязнена, в ней все же обитает рыба. Окунь и судак встречаются редко в городе, но плотва и лещики попадаются удачливым рыбакам. Однако, рыбу ловят скорее из-за спортивного интереса, так как даже голодные кошки не едят такую рыбу из-за ее токсичности. В коллекторы Неглинки попадают только отдельные особи, но постоянная темнота, отсутствие пищи, низкий уровень воды и регулярные угрозы ливневых смывов почти не оставляют им шансов на выживание.
Байки из коллектора
Особенности протекания подземных рек, скрытых от глаз и солнечного света, рождают многочисленные догадки об их обитателях. Особенно много публикаций о трехголовых рыбах-мутантах, которые выбираются из подземных коллекторов и бегают по метро на шести лапах, было в постсоветской «желтой» прессе. Очень уж охоч был читатель до подобных сенсаций.
По мнению ученых, «ноги» у рыб вырасти могут. Например, брюшные плавники скатов по строению очень походят на «зачатки ног». С их помощью они отталкиваются от дна, переворачиваются и совершают другие движения, нехарактерные для морских обитателей. Но на эволюционный процесс «превращения» плавников в ноги требуется гораздо больше времени, чем несколько столетий. Поэтому даже если рыбы начали бы обитать в подземных реках в конце XIX века, к 1990-м годам у них точно «ноги» бы не выросли.
Свидетельства тех, кто спускался в подземные реки, зачастую вызывают скепсис. Так, в книге «Фауна подземных рек» М. Гречко приводится рассказ диггера Михаила Савкина о слепых белесых рыбах-мутантах, которые отлично приспособились к жизни в грязной воде. На людей внимания они не обращают. Единственная угроза для тускло-белых рыб – хищные черви длиной порядка полуметра. «Упругие и сильные», они охотятся на слепых рыб. Поверить в такие «ужастики» сложно, тем более, что на немногочисленных фотографиях заметно далеко не виртуозное использование фотошопа.
Загадка белого таракана
Есть свидетельства об обитателях подземных рек, которые кажутся более реалистическими. Так, много шума наделала история о белых тараканах спускавшегося в коллектор бывшего мэра столицы Юрия Лужкова. С его легкой руки появился миф о белых 10-метровых тараканах, которыми кишат подземные сооружения.
Увидеть белых тараканов экс-мэр вполне мог, если на глаза ему попались особи в период линьки. В это время насекомые действительно имеют непривычную окраску. Но, по словам начальника одного из подразделений «Мосводостока», за многие годы работы подобных «чудес» встречать не приходилось. А вот обычных тараканов в коллекторах действительно много. Там, где сверху находятся продуктовые супермаркеты и рынки. Так насекомые получают возможность быстро добраться ночью до пропитания, а днем – отсидеться в безопасном и теплом коллекторе.
Всюду жизнь
Нормальной рыбы в подземных реках нет. Зато комаров, мокриц, червей и насекомых – предостаточно. В статье «Актуальные методы исследования биоты естественных карстовых пещер» Е. Горилый и Д. Сущев обращают внимание на богатый мир афотической зоны – той части подземной экосистемы, куда не проникает солнечный свет.
Биологи объединяют всех обитателей подземных водоемов в единую группу – стигобионтов. Сюда относят всевозможных моллюсков, пиявок, коловраток, насекомых. А еще на стенах коллекторов живут невидимые глазу простейшие бактерии. В подземной экосистеме они играют ключевую роль, так как преобразовывают неорганические вещества в органику и помогают выживать более сложным организмам.
Значительное ограничение пищевых ресурсов, а также постоянная температура и влажность позволяют отнести к данной экосистеме и подземные реки Москвы. Для всех обитателей афотической зоны – простейших бактерий, членистоногих, позвоночных – характерны такие элементы мутации, как утрата зрения, конечностей, пигментации. Получается, что рассказы о «слепых белых рыбах» несут в себе долю правды.

