12/02/22

Похищение «Боя»: как советские разведчики выкрали секрет новейшей британской ракеты

Работа спецслужб государства является мощным инструментом защиты его интересов и одной из основ его могущества. В международных делах не следует доверять никому, даже формальным союзникам. Результаты советской операции «Бой» показали, что нечистыми на руку могут оказаться даже «братья по оружию».

Как и почему все началось

В послевоенный период, да к тому же в условиях обострявшейся «Холодной войны», советское руководство стало уделять повышенное внимание разведывательной деятельности, чтобы не допустить появления нового мирового агрессора. Прослушивание переговоров, военная и полицейская слежка – все это активно шло в ход и приносило плоды, но, вместе с тем, затрудняло работу самих разведчиков, за которыми также велось непрерывное наблюдение.

Совместные усилия, в конце концов, были скоординированы и налажены, особенно на итальянском направлении: римская резидентура стала работать активнее в научно-технической сфере. В результате скрупулезной работы стало приходить осознание, что Италия имеет прямое отношение к некоему мощному оружию британского производства. В начале 1947 года перед спецслужбами была поставлена задача проверить эту гипотезу.

Английская опасность

В самом разгаре Второй мировой войны, когда Туманный Альбион вовсю бомбардировали немецкими ракетами «Фау-2», английские инженеры занялись разработкой снаряда типа «земля-земля», обладающего высокой точностью поражения движущихся целей. Как известно, «Фау-2» приводили к колоссальным разрушениям, но имели весьма низкую точность: пуск 2000 ракет этого типа по Лондону привел к гибели «всего лишь» 2700 человек. Англичане решили исправить «досадное недоразумение», связанное с отсутствием должной точности в конструкции своей «новинки».

Оружейникам Объединенного Королевства удалось создать электронный зенитный снаряд с феноменально высоким, по тем временам, коэффициентом попадания в летящую цель – при не меньшей, чем у «Фау-2», разрушительности. Назвали это чудо тогдашней военной техники «Боем». Советской стороне следовало получить доступ к необходимой информации – с тем, чтобы потом передать ее Центру. Разумеется, многим идея искать в Италии «британский след» показалась несерьезной и утопичной. Однако...

Задание выполнено

Резидентура СССР в Риме пришла к выводу, что англичане вполне могли взаимодействовать по вопросам ракет «Бой» именно с южноевропейским государством, относившемуся к блоку «Стран Оси».

«Бой» уже имелся на вооружении британской армии, части которой, кстати, дислоцировались в том числе на итальянских землях. А посему наличествовали весомые основания предполагать, что какое-то количество единиц высокоточных зенитных ракет могли разместить где-нибудь на Апеннинском полуострове.

Кроме того, после итальянского государственного переворота 1943 года – проигравшую фашистскую державу начал активно втягивать в свою орбиту англосаксонский военно-политический блок. Неизвестно было, как далеко зашли их межгосударственные отношения, но возможность плотного контакта, в том числе по линии разработки средств вооружения, не исключалась и нуждалась в тщательной проверке.

Наконец, торговля оружием велась не только по государственным, но и по частным каналам, и в этом плане проверить транснациональные и транстерриториальные контакты также представлялось необходимым.

Рассуждения, подозрения, догадки и выводы советских экспертов в итоге оказались верными. Снаряды «Бой» действительно поставлялись в Италию – с целью их последующего складирования неподалеку от Рима, притом в количестве нескольких тысяч единиц. Оставалось только продумать, как именно осуществить изъятие и передачу необходимых сведений и объектов в Центр.

Разработкой вопроса занялся полковник внешней разведки Николай Михайлович Горшков. К выполнению задания привлекли опытного агента «Рея», который по своим связям в английских и американских торгово-посреднических фирмах сумел выяснить местоположение хранилища «Боев». Более того, стало ясно, что не только британская, но и итальянская армия располагает образцами данных электронных зенитных ракет в своем арсенале.

Внешний вид ракеты оказался не таким впечатляющим, как ее действие. «Бой» был немногим больше пивной бутылки, а по форме ничем не отличался от обычного артиллерийского снаряда – без оружейной гильзы. Встроенные в ракету электронные устройства взрывали снаряд на оптимальном для поражения цели расстоянии.

Агент «Рей» проник в нужную административную и инженерно-техническую среду, что позволило ему выкупить как образцы «Боев», так и необходимую документацию к ним. В сентябре 1947 года резидентура доложила Центру о выполнении задания и направила ему полученные данные.

В заключении главного конструктора КБ зафиксирован следующий комментарий: «Впервые получен образец ракеты в полной комплектации. Изучение образца в значительной степени способствует сокращению сроков разработки аналогичного образца и затрат по ним».

Идеально сработавшая советская разведка позволила не допустить усиления англосаксонского военного влияния на территории бывшего фашистского государства.