До сих пор много спорят о том, был ли приход большевиков исторической случайностью или предопределенностью и неизбежностью. 1917 год был важным и весьма непростым для страны — «или-или». Колесо истории могло повернуться как угодно, и Октябрьская Революция действительно, возможно, не случилась бы, увенчайся успехом Корниловское наступление на Петроград.
Русский диктатор
Летом 1917 года положение на фронтах было для российской армии хуже некуда — повальное разложение и дезертирство. Глава Временного правительства Керенский обвинял в этом большевиков, командующий Западным фронтом генерал Деникин — Керенского. Большевики же гнули свою линию — агитировали за выход из войны и медленно прибирали к рукам власть. В этой непростой ситуации британские спецслужбы решили, что России нужен правый переворот и диктатор, на роль которого определили генерала Лавра Корнилова.
Поход на Петроград
В июле Корнилова назначили Верховным главнокомандующим, и он попытался восстановить дисциплину в армии: вернул смертную казнь, создал ряд национальных воинских формирований, потребовал установить военное положение в тылу. Для этого в августе он оставил Ригу, начав отход в Петроград. Теперь немцам был фактически открыт путь на столицу, а Корнилов потребовал подчинить ему Петроградский военный округ. В ознаменование своих намерений он отправил в город так называемую «Дикую дивизию» — соединение, состоявшее из уроженцев Северного Кавказа, — и 3-й кавалерийский корпус генерала Крымова.
Корниловский мятеж
План был прост — соединения ночью должны были ворваться в Петроград и устроить расправу над большевиками, чтобы взять власть в свои руки. Керенский объявил Корнилова мятежником, ввел в городе военное положение и призвал большевиков встать на защиту Петрограда. Те активно воспользовались предложением и начали вооружаться. Впрочем, отпор врагу они собирались дать не только оружием, но и агитацией и пропагандой.
29 августа навстречу «Дикой дивизии» выехала делегация членов Всероссийского мусульманского совета. Ее целью было убедить горцев не вмешиваться во внутренние дела русских. Разъяснительную беседу с бойцами «Дикой дивизии» проводил депутат Первой и Второй государственных Дум Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов. Он прекрасно справился с задачей. Тем более, что жесткие действия Корнилова в армии многих настроили против него. Фактически на этом Корниловский мятеж захлебнулся, едва успев начаться. А ведь события вполне могли пойти и по-другому…