07/06/23

Похороны Андропова: что было не так

Советские острословы прозвали середину 80-х годов “Пятилеткой пышных похорон”. И действительно - в короткие сроки в иной мир уходят целых три генеральных секретаря и великое множество иных высокопоставленных партийных чиновников. Скорбные процессии и траурные речи стали неотъемлемой частью позднесоветской действительности. Но, вопреки тому, что похороны высшего партийного руководства тогда проходили часто, редко когда это обходилось без накладок.

Смерть Андропова

Значительную часть своей жизни Юрий Владимирович Андропов страдал от заболевания почек. Летом 1983 года, когда он уже занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС, состояние его здоровья резко ухудшилось. В связи с этим, он все чаще работал в своем загородном доме, крайне редко покидая постель. В скором времени генеральный секретарь был помещен в больницу, где, правда, продолжал исполнять свои обязанности. Несмотря на все усилия врачей, в январе 1984 года здоровье генсека угрожающе ухудшилось. В результате этого 9 февраля того же года, в возрасте 69 лет, Юрий Владимирович Андропов скончался.

Поскольку предыдущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев умер примерно за год до Юрия Андропова, их похороны вызвали много сравнений. Хотя траурные мероприятия были похожи в некоторых аспектах, но были и отличия, которые привлекали внимание.

Брежнев славился своей любовью к медалям. Он даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как человек с самым большим количеством наград. Поэтому на его похоронах отошли от существующего канона. Как правило, во время траурных процессии каждую медаль отдельно крепят к специальной подушке, но у Брежнева было так много наград, что их решили крепить группами по нескольку штук. В противном случае похоронная процессия рисковала затянуться на много десятков метров.

Андропов, напротив, был скромным человеком и в большой любви к наградам замечен не был. У него даже не было военных медалей, хотя он считался одним из организаторов партизанского движения в Карелии.

Любопытно, что на похоронах двух генсеков повторилась одна ситуация. Во время прощания с Брежневым уже больной Андропов произнес краткую речь. В скором времени уже на его похоронах с траурным словом выступил такой же глубоко больной Константин Устинович Черненко. Советских людей по-своему удивляла эта преемственность глубоких старцев из ЦК КПСС и рождала в народе многочисленные анекдоты.

Невестка Андропова

Новостью для всех оказалось то, что на похороны генсека явилась вдова старшего сына Андропова.

Это был довольно деликатный момент. Дело в том, что Андропов откровенно стеснялся своего старшего сына и скрывал даже сам факт его существования. Это было связано с тем, что Владимир, первенец генсека, вёл аморальный образ жизни. Он дважды сидел за кражи и сильно злоупотреблял спиртным. Старший сын Андропова умер в возрасте 35 лет. И к тому времени отношения в семье настолько испортились, что Юрий Владимирович даже не пошел на на похороны к собственному ребенку.

Тем не менее, невестка Юрия Владимировича считала, что ей необходимо лично попрощаться с генсеком. Вместе с ней прибыла ее дочь, внучка Юрия Андропова. Для организаторов похорон это был щекотливый момент, никто не должен был узнать андроповскую тайну о сыне-уголовнике.

Поэтому Марию не пустили в квартиру умершего свекра. Ее перехватили прямо под домом на проспекте Кутузова и доставили в гостиницу.

Но куда больше Марию возмутил другой случай. За тот короткий промежуток времени, который она провела на похоронах, ее и других родственников несколько раз выгоняли из поминального зала, а затем приглашали обратно. Оказалось, что её просили удалиться из помещения всякий раз, когда к гробу должны были подойти высшие партийные чиновники. Мария Андропова посчитала такое поведение организаторов оскорбительным и была глубоко возмущена.