Опала и кончина: тень Павла I
Отношения Суворова с императором Павлом I, сменившим на престоле Екатерину II, были изначально напряжёнными. Причины видели и в привязанности полководца к прежнему царствованию, и в конфликте характеров, и в ревности монарха к славе подданного. После триумфального возвращения из Европы Суворов вместо почестей вновь оказался в немилости — формально за нарушение этикета, а по сути из-за давней неприязни. Отказ в торжественной встрече и аудиенции подорвал и без того слабое здоровье стареющего полководца. Он скончался в съёмной квартире у родственника, так и не дождавшись прощения государя.
Его последние слова, согласно разным источникам, были обращены то ли к плохому поэту-родственнику («Митя… не пиши стихов»), то ли к посланцу императора: «Я готовлюсь отдать отчёт Богу, а о государе я теперь и думать не хочу…».
Народные похороны: гроб на руках гренадер
Власть стремилась придать прощанию максимально скромный, камерный характер, но было уже поздно — Суворов стал народным героем. Весть о его смерти мгновенно облетела Петербург. К дому, где он умер, стекались толпы горожан всех сословий. Возникла даже символическая проблема: гроб не проходил в узкую дверь, и ветераны-гренадеры, служившие под его началом, вынесли тело с балкона на своих руках.
Как женщины на Руси «доделывали» своих детей?
Современник, литератор Николай Греч, оставил яркое свидетельство: «Мы не могли добраться до его дома. Все улицы были загромождены экипажами и народом. Не правительство, а Россия оплакивала Суворова... За гробом шли три жалких гарнизонных батальона. Зато народ всех сословий наполнял все улицы».
Молчание императора и прощание страны
Нет ясности в том, что делал Павел Петрович в час похорон Суворова. Существует три основные версии. Согласно одной из них, он ожидал появления процессии в Александро-Невской лавре, но из-за заминки с гробом не дождался, но встретил процессию на обратном пути. Согласно другой – он случайно попался на пути движения процессии. Советская историографическая традиция в этом отношении отличалась наибольшей лаконичностью и утверждала, что император просто не захотел присутствовать на прощании с опальным подчиненным. Вообще власть стремилась придать похоронам как можно более скромный, кулуарный характер, тем самым как бы умалив достижения полководца. Но к тому времени он, фактически, находился в негласном звании национального героя, любимца страны, поэтому в Петербурге стоял великий плач по усопшему.
Погребение прошло в нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Вообще в какой-то мере можно рассматривать похороны Суворова как демонстрацию, некую предтечу событий 1801 года (в этот год в результате заговора был убить Павел I). Вообще этот правитель не был любим подчиненными и то демонстративное пренебрежение героем, продемонстрированное в день похорон Суворова, действительно могло приблизить бесславный конец монарха.

