Советская власть, как известно, декларировала всеобщее равенство, как в жизни, так и после нее. В 1918 году был принят декрет Совнаркома «О кладбищах и похоронах», который устанавливал для всех граждан «одинаковые похороны». Имелось в виду уничтожение конфессиональных и сословных различий, которые имели место в царской России, и выражались в том, что мусульман, иудеев и последователей других религий не хоронили вместе с христианами. Кроме того, как известно, некоторых лиц, например, самоубийц, и вовсе не полагалось хоронить на общем кладбище.
Декрет Совнаркома устанавливал всеобщее равенство «в смерти», отменив также и плату за место на кладбище. Декрет гарантировал бесплатное погребение для пенсионеров и тех, кто находится на обеспечении в богадельнях и инвалидных домах, и т.д. Всех остальных должны были хоронить родственники «по таксе, устанавливаемой местным Советом Депутатов».
Жизнь, впрочем, очень скоро показала, что полное равенство недостижимо.
Сословное деление на советских кладбищах
Как ни старалась новая власть уравнять всех, но в первые же годы существования советского государства стало ясно, что все равны, но некоторые все же «равнее» других. Похороны видных партийных руководителей на протяжении всего существования СССР в идеологических целях обставлялись очень пышно. Появились элитарные места захоронений: Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве. На кладбищах провинциальных городов существовало негласное правило хоронить «начальство» на центральных аллеях, в «первом ряду» и т.п.
Религиозная символика на захоронениях не была принята, особенно, в первые годы советской власти. Вплоть до эпохи позднего СССР на надгробиях часто можно было увидеть звезды вместо крестов, иногда – серп и молот и даже герб страны. Впрочем, уже после войны кладбища в регионах, где проживали люди разных вероисповеданий, стали делиться по конфессиональному признаку.
Но все же главные отличия в похоронах рядовых жителей СССР были вызваны не партийной и не религиозной принадлежностью, а уровнем материального достатка.
Сколько стоили похороны?
Как уже было сказано, земля на кладбище выделялась бесплатно. На этом все дармовые блага и заканчивались.
Самое первое, что требовалось, когда умирал человек – заказать гроб. Это можно было сделать в специальных отделах коммунальных хозяйств, которые занимались ритуальными услугами. В разные годы цены были, естественно, разные, но в эпоху позднего СССР сосновый гроб (обитый тканью) в регионах стоил до 19 рублей, в Москве – до 25 рублей.
Выкопать могилу на одном из столичных кладбищ можно было по прейскуранту ритуальной конторы. Стоило это примерно столько же, сколько и гроб. Однако, родные могли выполнить эту работу сами или нанять «копачей». Именно так обычно и поступали в провинции. «Копачи» брались выкопать могилу за бутылку водки или две (стоимость бутылки около 3 рублей).
Следующая важная часть затрат – катафалк. В СССР их роль до 60-х годов, а иной раз и позже, выполняли грузовики. Кузов застилали лапником, иногда стелили ковер или дорожку, посередине ставили гроб, вокруг – табуретки для ближайших родственников. Позднее на смену грузовикам пришел автобус ПАЗ-652, оборудованный сзади специальными дверцами. Нанять автомобиль было непросто. Дело не только в деньгах (водитель иногда просил не меньше десяти рублей). Машины были не во всех организациях, нужно было искать знакомых и договариваться. Впрочем, на помощь, как правило, приходило предприятие, где работал покойный. В таких случаях за машину платить не приходилось.
Оркестр. Нанимали его далеко не всегда, однако, если хоронили «статусно», без музыкантов, кое-как играющих траурный марш Шопена, было не обойтись. Музыка оплачивалась из расчета от 3 до 5 рублей на одного оркестранта, а их было не менее десятка.
И, наконец, поминки. Заказать поминальный обед в ресторане или в кафе тогда тоже было не всегда возможно. Точек питания было значительно меньше, чем сейчас, и система их работы не всегда позволяла гибко перестроить график и закрыть обеденный зал «на спецобслуживание». Если завод, где работал покойный, не предоставлял для этих целей столовую, то поминки устраивали дома. Бюджет их определялся количеством приглашенных. Готовкой занимались члены семьи и родственники. В зависимости от степени пышности поминального обеда, стоимость блюд на одного едока могла быть до 3-4 рублей. Водки брали обычно из расчета одна бутылка на одного-двух человек. Поминки были многолюдными, иногда до сотни человек. Так что, это была едва ли не главная статья расходов.
Финальная часть расходов – памятник. Стоимость памятников различалась в зависимости от материала, из которого они были изготовлены. В 40-х годах при средней зарплате примерно в 300 рублей (это еще до денежной реформы), самый простой памятник (из цемента) в провинции стоил около 250 рублей. Памятники из мраморной крошки стоили 450 рублей, мраморные и гранитные – 650 – 1200 соответственно. К 80-м годам, когда средняя зарплата составляла 180 рублей, самый недорогой памятник можно было приобрести за 120 рублей, а стоимость самого дорогого (из гранита) достигала 600 рублей. В столице стоимость была несколько выше.
Кремация
«Огненные похороны», несмотря на активную пропаганду, в СССР не прижились. Вызвано это было, главным образом, религиозными представлениями, которые сохранялись у населения. Христианство, иудаизм, ислам крайне неодобрительно относятся к сжиганию тел.
Тем не менее, в Москве и Ленинграде крематории были построены еще в 1920-е годы. Сжигались там, преимущественно, тела людей, умерших от инфекционных заболеваний, неопознанные трупы, жертвы политических репрессий и т.п. Однако, были и добровольцы, завещавшие похоронить себя «по-передовому». В 1920-е годы кремация взрослого стоила 20 рублей, ребенка – 10, при средней зарплате 55 рублей. Приблизительно такое же соотношение зарплаты и стоимости процедуры сохранялось в течение всего периода Советской власти.