Юрий Андропов до сих пор остается одной из самых загадочных фигур отечественной истории. Не менее таинственной кажется и связь Андропова с известным артистом, поэтом и бардом Владимиром Высоцким. Председатель КГБ не только заступался за Высоцкого, но и приложил руку к организации его похорон.
Несостоявшийся арест
Многие историки считают, что Владимир Семенович Высоцкий пользовался покровительством председателя КГБ Юрия Андропова. Так, вскоре после высылки из страны писателя Александра Солженицына Андропов получил указание от высших партийных инстанций об аресте Высоцкого. В числе одного из главных инициаторов этого ареста называют члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова. Предположительно, Суслов рассчитывал на помощь Семена Цвигуна, заместителя главы комитета госбезопасности.
По свидетельству Виктора Чебрикова, который позже сам занял пост председателя КГБ, Юрий Андропов был уверен в том, что арест Владимира Высоцкого – не самая лучшая идея. Юрий Владимирович отлично понимал, какой негативный резонанс в советском обществе и за рубежом вызовут арест и высылка Высоцкого. Андропов долго совещался с Чебриковым, а потом вместе с ним сумел убедил Суслова, а также Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в том, что подобная акция может привести к международному скандалу.
Личные или политические мотивы?
Как пишет в своей книге «Политические портреты: Леонид Брежнев, Юрий Андропов» Рой Медведев, немаловажную роль в решении вопроса о высылке Владимира Высоцкого сыграл тот факт, что Леонид Брежнев сам нередко слушал песни барда. Мало того, по словам Михаила Горбачева, был неравнодушен к творчеству Высоцкого и Юрий Андропов. Председатель КГБ частенько приезжал на отдых в Ставрополье, где верховодил Горбачев, и, сидя у костра, слушал записи Владимира Семеновича. Для этого охранники Андропова специально брали на пикники магнитофон.
Впрочем, есть мнение, что Юрий Андропов, заступаясь за Высоцкого, руководствовался исключительно политическими мотивами. Тот же Виктор Чебриков вспоминал, что в памяти Андропова, получившего указание об аресте Владимира Семеновича, тут же всплыло дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которое было негативно расценено как советскими гражданами, так и иностранными государствами. Андропов осознавал, что высылка Высоцкого может повлечь за собой аналогичные последствия. Тем более, что бард был слишком знаменит и состоял в браке с гражданкой Франции.
«Чтобы никаких Ходынок не было»
Именно поэтому Юрий Андропов принял непосредственное участие и в похоронах Владимира Высоцкого, скончавшегося в 1980 году. Правда, проведение траурных мероприятий, связанных со смертью артиста, было поручено первому секретарю Московского горкома КПСС Виктору Гришину. Гришин через своего помощника передал друзьям Высоцкого план прощания и похорон. Однако режиссер Юрий Любимов позвонил Андропову и заявил, что он и его товарищи сами будут заниматься похоронами Высоцкого. Любимов также предупредил Андропова о том, что «может быть новая Ходынка». Тот обещал помочь: «Чтобы никаких Ходынок не было».
После этого, если верить Федору Раззакову, автору издания «Владимир Высоцкий и Марина Влади», Гришин даже не стал самостоятельно решать вопрос о месте погребения Высоцкого. Он адресовал его Андропову, который распорядился похоронить артиста на Ваганьковском кладбище. По словам Раззакова, необходимые документы оформили всего за полчаса. Более того, Высоцкий был похоронен в гробу № 6, который, согласно правилам, был положен исключительно высшим партийным деятелям.