Этот пример военного сотрудничества свидетельствовал о тесных контактах Советского Союза и Германии еще до прихода Гитлера к власти – у СССР было недостаточно опыта в области развития вооружения, и для того чтобы его получить, обратились к немцам.
Как все начиналось
Известный публицист Игорь Пыхалов в своей книге «Великая оболганная война» приводит исторические документы об одном из таких советско-германских проектов сотрудничества в военной сфере – полигоне «Томка» в Саратовской области, где проводились аэрохимические испытания оружия на основе отравляющих веществ.
Сотрудничество двух стран в этой сфере официально было закреплено летом 1926 года. По условиям договора Советский Союз предоставлял полигон и обеспечивал всем необходимым, а немцы учили наших специалистов обращаться с химическим оружием на практике. Вся документация в этом проекте была открыта обеим сторонам и использовалась ими на равных. Немцы занимались техническим руководством проекта, советские военнослужащие – административным.
Уже первые месяцы советско-германского сотрудничества, согласно докладу председателя Реввоенсовета СССР Иосифа Уншлихта Сталину, оказались весьма плодотворными. В рамках испытания воздействия иприта на населенные пункты осенью 1926 года провели несколько десятков полетов на подмосковном полигоне «Подосинки». В конце декабря того же года Уншлихт докладывал главе государства, что опыт немцев успешно передается советским специалистам, ими осваиваются новые формы применения химического оружия. По подсчетам главы Реввоенсовета, за несколько месяцев на данный проект СССР затратил порядка 20 тысяч рублей, а немцы – в десятки раз больше, поскольку оборудование было германским, они же оплачивали транспорт и работу своих специалистов.
Перебазирование под Саратов
В книге Юрия Дьякова и Татьяны Бушуевой «Фашистский меч ковался в СССР» авторы описывают функционирование химполигона «Томка», расположенного в 130 километрах от Саратова, этот объект в 1927 году сменил в советско-германском проекте сотрудничества «Подосинки». На нем в течении 6 лет в ходе совместных испытаний химического оружия отрабатывали химические атаки, испытывали германское вооружение, проверяли средства защиты, определяли, какие из способов дегазации местности наиболее эффективны. Использовались также подопытные животные, на которых изучали поражающую силу иприта. По официальным подсчетам, затраты на эти испытания со стороны Германии в разы превышали размеры финансирования СССР, хотя на старте проекта речь шла о капиталовложениях на паритетных началах. Одно только строительство полигона «Томка» стоило немцам миллион рейхсмарок.
В комплексе строений «Томки» были лаборатории, виварии, дегазационная камера, жилые бараки, гараж и ангары для спецтехники. С германской стороны советских участников проекта инструктировали более 20 специалистов, среди которых преобладали химики. Покидать спецобъект немцам без особого дозволения не разрешалось. В 1928 году немецкий генерал Бломберг в докладе своему руководству отмечал успехи советско-германского сотрудничества в «Томке», большой интерес русских к передаваемому им опыту. В докладе высказывалось пожелание расширить объект и дополнительно оснастить его новой техникой.
Однако уже в следующем году у советской стороны появилось ощущение, что немцы не до конца передают СССР свой опыт, касающийся химического оружия, скрывают свои новейшие разработки. Со временем степень практической пользы от полигона «Томка» стала уменьшаться, а взаимное недоверие между сторонами-союзниками, напротив, росло.
Конец сотрудничества
Переговоры о дальнейшем использовании «Томки» в 1931 году вели член Политбюро ЦК ВКП(б) Клим Ворошилов и начальник генерального штаба рейхсвера Вильгельм Адам. Ворошилов прямо сказал Адаму, что СССР предоставил на несколько лет Германии уникальную возможность экспериментировать с химическим оружием на своей территории, взамен же Советскому Союзу требуется компенсация в виде опыта немцев в этой области, более существенные вложения в полигон с германской стороны.
Дальнейшие переговоры с германскими официальными лицами о развитии «Томки» и демонстрации новых образцов немецкого химического вооружения положительных результатов не дали, немцы стали всячески уклоняться от продолжения испытаний на данном объекте, обозначая тем самым потерю интереса к сотрудничеству с СССР. Поэтому к лету 1933 года полигон «Томка» был ликвидирован.