В послевоенные годы «маршал советской дипломатии» Вячеслав Молотов оказался в опале. Сначала он был отстранён от дел, а после досталось и его жене — Полину Жемчужину арестовали.
На протяжении долгого времени Молотов пользовался безграничным доверием Иосифа Сталина. О расположении вождя можно судить по элементарному обращению. Молотов запросто мог обратиться к Сталину на «ты». Конечно, позволял он себе такую фамильярность далеко не всегда. В присутствии других людей Молотов употреблял номенклатурное словосочетание «товарищ Сталин».
Иосиф Виссарионович порой тоже не стеснялся демонстрировать доверительные отношения с Молотовым. Например, Сталин мог окликнуть его просто по имени даже в присутствии иностранцев. Современникам было понятно — «маршал советской дипломатии» оказывал на руководителя СССР существенное влияние. К тому же он нередко спорил с ним по различным вопросам.
Через некоторое время Молотов начал «путать берега» и проявлять чуть ли не с каждым днём всё больше независимости. Естественно, такое вызывающее поведение Сталину не нравилось, и Молотов вскоре перестал считаться «фаворитом» главы государства. «Последней каплей» стала статья, опубликованная 1 декабря 1945 года британским изданием «Дейли геральд». В материале говорилось, что на самом деле Советским Союзом управляет не Сталин, а его «правая рука» Молотов. Иосиф Виссарионович разозлился и заявил, что больше не считает Вячеслава Михайловича своим заместителем.
Но на этом «месть» Сталина не прекратилась. В 1949 году по его личному приказу была арестована супруга Молотова Полина Жемчужина. За ходом расследования следил лично вождь, а поэтому нетрудно догадаться, что в итоге всё же удалось найти повод, за который Полина Семёновна отправилась в пятилетнюю ссылку. Её обвинили в ведении националистических разговоров и критике правительства.
В том же году в секретариате Молотова во время ремонта был обнаружен портрет Сталина. На полотне вождь был нарисован не как живой, а как памятник. Так «нарисовался» ещё один повод, благодаря которому можно было упрекнуть Молотова в совсем недружественных начинаниях. Правда, в ходе разбирательства оказалось, что портрет принадлежал не Молотову.
После смерти Сталина Вячеслав Михайлович вновь занял пост министра иностранных дел СССР. Полина Семёновна же вернулась из ссылки раньше отведённого ей срока.