Ивана Артеменко можно смело назвать человеком, который поставил точку во Второй мировой войне. Именно он, представляя маршала Малиновского, принял капитуляцию Квантунской армии. Казалось бы, для этой миссии командование должно было выбрать образцового офицера. Впрочем, изъяны в биографии Артеменко были обнаружены лишь в начале 1950-х годов.
Рядовой, полковник и… снова рядовой
Иван Тимофеевич Артеменко родился в 1910 году в селе Буда-Орловецкая (Черкасская область, Украина) в семье военного. Поначалу Иван, по всей видимости, продолжать династию не собирался. По крайней мере, если верить изданию «На земле, в небесах и на море» (из серии «Рассказывают фронтовики», 1985 год), до призыва на воинскую службу Артеменко успел окончить институт железнодорожного транспорта. Впрочем, военная карьера Ивана Тимофеевича также складывалась неплохо: уже в 1933 году, то есть всего через несколько месяцев после призыва в Красную Армию, он стал кадровым командиром. Артеменко довелось поучаствовать в боях на Халхин-Голе и в советско-финлядской войне.
К началу Великой Отечественной войны Иван Артеменко уже имел капитанское звание и диплом Академии имени Фрунзе. К середине войны Иван Тимофеевич стал полковником и неплохо зарекомендовал себя на фронте. Однако в декабре 1943 года полковник был разжалован в рядовые и зачислен в штрафную роту. Всему виной катастрофа на Днепре. Артеменко организовывал боевое прикрытие советских войск и удержание плацдарма в районе Канева. Вот только переправа сорвалась. Артеменко лишили всех наград и званий и приговорили к 15 годам лишения свободы. Правда, тюремный срок был тут же заменен на службу в штрафном подразделении. Удивительно, но в сражениях Артеменко сумел вернуть прежнее звание, а главное — доверие.
Советский офицер у японского командующего
Недаром именно Иван Артеменко был выбран для важной миссии, которая должна была ознаменовать окончание Второй мировой войны. Точнее, выбрал полковника маршал Советского Союза Родион Малиновский. Как пишет в своей книге «Генштаб полагает», Сергей Куличкин, военачальник вручил Артеменко мандат, в котором было указано: «Предъявитель сего, полковник Артеменко, командируется в качестве моего уполномоченного в город Чанчунь для принятия капитулировавших японских и маньчжурских частей Чанчуньского гарнизона и войск, расположенных в прилегающих к Чанчуню районах». Артеменко вылетел с Забайкальского фронта в Чанчунь, где располагался штаб Квантунской армии, рано утром 19 августа 1945 года.
Если верить Владимиру Кучину, автору издания «Всемирная волновая история от 1943 г. по 1962 г.», в момент прибытия Артеменко в Чанчунь в кабинете командующего Квантунской армией Отодзо Ямады шло какое-то совещание. Но Иван Тимофеевич прервал его и вручил требование о немедленной и безоговорочной капитуляции. Японский генерал потерял дар речи. После появления над городом советских десантных самолетов и бомбардировщиков Ямада пришел в себя и первым снял саблю. Он вручил оружие Ивану Артеменко, признавая себя пленником советской стороны. Остальные последовали примеру командующего. Таким образом именно Артеменко сыграл одну из центральный ролей в завершении Второй мировой войны.
Тайна отставки Артеменко
За выполнение данной миссии Иван Артеменко удостоился ордена Кутузова II степени, который вручил ему тот же маршал Малиновский. Как признавался сам Артеменко в своих мемуарах «От первого до последнего дня», ему хотелось тогда многое сказать Малиновскому, но, не сумев совладать с волнением, он лишь произнес: «Служу Советскому Союзу!». К слову, мемуары, о которых идет речь, были опубликованы издательством «Прапор» в 1979 году. В тот момент Иван Тимофеевич уже много лет находился в отставке. Он ушел из вооруженных сил еще в 1953 году, после чего трудился на харьковских заводах (в том числе на заводе железобетонных конструкций) в должностях начальника МТС, начальника цеха, главного энергетика.
Между тем из армии Ивана Артеменко попросили не просто так. Дело в том, что в 1953 году обнаружилось, что в биографии Артеменко не все чисто. Согласно материалам дела, начиная с 1938 года, Иван Тимофеевич занимался подделкой собственных документов, среди которых были и дипломы института железнодорожного транспорта и академии Фрунзе. Также обнаружилось, что Артеменко еще в 1930-х годах был исключен из партии, но и этот факт ему удалось скрыть. Впрочем, шумиху вокруг уважаемого военачальника решили не разводить: ограничились судом офицерской чести. По итогам разбирательства Артеменко и был отправлен в отставку. После увольнения Иван Тимофеевич прожил еще почти полвека: он умер в 1997 году в возрасте 87 лет.