«Полякам вход воспрещен»: как вели себя немцы в Польше после захвата

Вторая Мировая война началась с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Оккупация продлилась до 1945 года, когда Красная Армия ценой огромных усилий освободила территорию Польши от нацистов.

За это время население страны сократилось более чем на 20%, что составило 6 миллионов человек. Что же стало причиной таких огромных человеческих потерь?

Как Германия распорядилась захваченными землями

Такие области Польши, как Познань, Катовице, Поморье и др. вошли в состав Третьего Рейха. На остальной территории Польши по приказу Гитлера было создано так называемое Генерал-губернаторство (Generalgouvernement). Генерал-губернатором был назначен Ганс Франк, после окончания войны приговоренный Нюрнбергским трибуналом к смертной казни. Столицей Генерал-губернаторства сделали Краков.

Территория страны, по замыслу Гитлера, должна была стать «жизненным пространством» для представителей «высшей расы». Здесь планировалось поселить «чистокровных» немцев, сделав польские земли колонией Третьего Рейха.

На пути к осуществлению этого проекта было одно "препятствие" – 35 миллионов поляков, украинцев, белорусов, евреев и др, составлявших перед войной население Польской Республики.

Оккупационные порядки на территории Генерал-губернаторства

Поляков, как и других славян, нацисты считали «недочеловеками». До 85% населения Польши руководство Третьего Рейха предполагало уничтожить или выселить в отдаленные регионы Сибири. Остальные 15% должны были стать рабами «высшей расы». Если славяне ещё рассматривались как возможная рабочая сила, то будущее евреев было предельно ограниченным – все они подлежали уничтожению. Первые концентрационные лагеря были созданы на оккупированных территориях уже в 1940 году.

Еще до начала вторжения в Польшу был составлен список из 61 тысячи имен видных польских ученых, общественных деятелей, католических священников и других лиц, имевших общественное влияние, которые должны были быть уничтожены в обязательном порядке. За армией Рейха шли подразделения СС, которые методично разыскивали людей из этого списка. В Генерал-губернаторстве раскручивался маховик геноцида. Впрочем, под репрессии попали не только указанные люди. Граждан выгоняли из их домов, переселяли в трудовые и концентрационные лагеря, сортируя евреев и славян. Тех, кто избегал этой участи, заставляли работать за жалкие гроши или вовсе бесплатно.

Высшие учебные заведения, в том числе и старинный Ягеллонский университет, были закрыты, число школ сокращалось, профессоров и учителей отправляли на тяжелые работы или в лагеря смерти.

Кинотеатры, театры, парки, рестораны и кафе представителям местного населения посещать было запрещено, там могла развлекаться лишь «раса господ». В городе Гнезно сохранилась до нашего времени надпись над дверью кафе «Für Polen Zutritt verboten» («Полякам вход воспрещен») – одна из многих надписей такого рода, появившихся в польских городах.

Трудоспособных людей нацисты в массовом порядке отправляли на работу на предприятия Германии.

Кто подлежал германизации

Однако, были среди населения оккупированной Польши и люди, которые могли избежать смерти и даже признавались почти что представителями «высшей расы».

Прежде всего, это были дети, которым повезло родиться голубоглазыми и белокурыми. Нацисты изымали их из семей, подвергали тщательной проверке. Если по результатам этих тестов оказывалось, что в жилах детей течет кровь немецких поселенцев, то детей отправляли в Германию, в немецкие семьи, с целью воспитать из них «истинных арийцев».

Молодые синеглазые и белокурые девушки, отличавшиеся и другими достоинствами «настоящих ариек», то есть, крепким телосложением и покладистым характером, тоже имели серьезные шансы подвергнуться «германизации».

Дело в том, что немки в своей массе не очень стремились соответствовать принципу «Kinder, Küche, Kirche» (Дети, кухня, церковь), сформулированному еще в кайзеровской Германии, но активно проводимому в жизнь нацистскими властями. Позиция «kirche» обычно опускалась, поскольку Третий Рейх декларировал атеизм, однако, Гитлер еще до войны, встречаясь с активистками Женской национал-социалистической организации, говорил о том, что «мир немецкой женщины – это ее муж, ее семья и дети, ее дом». Тем не менее, «арийки» желали делать карьеру, а не предаваться нудному домашнему труду. Генрих Гиммлер решил сделать исполнение домашних обязанностей для немецких фрау менее обременительным, обеспечив их прислугой из числа «расово-полноценных» полек.

Подробности этой программы были опубликованы недавно историком Брэдли Николсом в журнале «German History».

Привлекая «огерманеных» полек в качестве прислуги, Гиммлер надеялся убить сразу двух зайцев. С одной стороны — он делал проще жизнь немецких домохозяек, с другой – потрафлял немецким бюргерам, падким до хорошеньких служанок. Драгоценная «арийская кровь» не уходила к расово-неполноценным славянкам, а способствовала появлению на свет новых маленьких «арийцев».

Этот план можно было бы счесть даже комичным, если бы не ужасы, которые сопровождала его реализация. Девушек отправляли в Германию, распределяли по немецким семьям, главным образом, среди фермеров. Считалось, что новые хозяева должны воспитать из них немок. Но на самом деле немками их не считал никто, они подвергались издевательствам и сексуальному насилию. Всего в Германию было отправлено около 7 тысяч таких девушек, однако ни одна из них так и не получила немецкого гражданства.