12/04/25

Полёт Гагарина: какие проблемы возникали в процессе

Полёт, который состоялся 12 апреля 1961 года и открыл человечеству дорогу в космос, сделал Юрия Гагарина всемирно известным, а за СССР прочно закрепилась слава космической державы. Но всё прошло не так гладко, как хотелось бы. В процессе возникало множество проблем, некоторые из которых могли сорвать воплощение великой идеи.

Перед полётом

Проблемы начались уже перед взлётом. Юрий Гагарин вошёл внутрь корабля, занял кресло пилота, а техники начали закрывать люк. Но тут выяснилось, что один из трёх контактов не замкнулся. А ведь именно он имел принципиальное значение, так как в момент спуска и отстрела люка должен был запустить таймер катапультирования. По приказу Королёва крышку сняли и вновь установили, устранив все неполадки.
Во время выведения корабля на орбиту один из приборов вышел из строя. Из-за этого двигатель выключился на полсекунды позднее и на скорости, превышающей расчётную на 22 метра в секунду. Кроме того, корабль оказался на высоте примерно на 85 километров выше, чем было изначально запланировано.
Данные отклонения могли привести к довольно серьёзным последствиям: если по какой-то причине не сработала тормозная часть, то корабль носился бы на орбите почти месяц. В таком случае Гагарину рассчитывать на выживание не стоило, так как системы жизнеобеспечения на «Востоке» были рассчитаны на 10 суток.
Однако тормозная установка сработала в штатном режиме.

Во время полёта

В ходе полёта ситуация продолжала оставаться под контролем. А вот перед торможением орбитальная скорость снизилась до 132 метров в секунду вместо расчётных 136. В результате корабль пошёл на спуск по иной траектории, что привело к неприятным сюрпризам.
Сначала нарушилась стабилизация корабля – космический аппарат начал вращаться вокруг своей оси со скоростью не менее 30 градусов в секунду.
Не произошло спустя 10 секунд после выключения тормозной установки и разделение корабля на приборный отсек и спускаемый аппарат с космонавтом. Гагарину пришлось перенести страшные перегрузки, а хаотичное вращение, которое он позже описал как «кордебалет», длилось почти 10 минут.

Приземление

Приземлился же Юрий Алексеевич почти в расчётной точке – в Саратовской области, но в 200 километрах от места, где его ожидали поисковики и спасатели. Правда, спускаться космонавту пришлось на двух парашютах, вместо запланированных трёх.
Также в складках одежды запутался тросик клапана, дающего возможность дышать атмосферным воздухом. Открыть его Гагарину удалось только спустя 5 минут. В противном случае он мог бы задохнуться.
Потерял при спуске космонавт и носимый аварийный запас (НАЗ), содержащий всё необходимое для выживания. Хорошо, что необходимость в нём не возникла.
Стоит отметить, что все недочёты и нештатные ситуации советские специалисты учли при подготовке следующих полётов.