На Руси свадьба была не просто праздником, а сложным ритуалом, где каждый шаг имел сакральный смысл. Главной угрозой этому торжеству считалась «свадебная порча» — особая разновидность магического колдовства, способная разрушить брак ещё в его зародыше. Страх перед ней был так велик, что вся церемония от сватовства до первой брачной ночи превращалась в непрерывное оборонное действие.
Зачем и как наводили «свадебную порчу»?
Причины для наведения порчи могли быть любыми: от банальной зависти до мести отвергнутого ухажёра. А последствия, согласно поверьям, были ужасны: внезапная «остуда» чувств между молодыми, бесплодие, измены, болезни и даже смерть младенцев. Чтобы этого не допустить, разрабатывались целые системы защиты.Колдун или завистник мог нанести удар на любом этапе. Поэтому одевание невесты доверяли только матери или кормилице.
Девушка: откуда у русских появилось это обращение к женщинам
Даже лучшая подруга, незаметно вплетя в косу «заряженную» ленту, могла, по мнению наших предков, обречь брак на провал. В церкви злоумышленник мог притвориться поздравляющим и дотронуться до спины невесты, чтобы посеять раздор сразу после венчания. Между женихом и невестой запрещалось кому-либо становиться или проходить — это сулило будущие измены. За свадебным столом молодым не следовало есть, пить и даже разговаривать друг с другом, чтобы не принять с пищей подложенное зло.
Порча «подкладами»
В ходу были и магические «подклады». Это когда порчу наводили на вещи, которые принадлежали молодым – приданое, свадебные подарки. Порой в качестве такого «подклада» выступали даже обручальные кольца.
Нередко подклады бросали прямо на дорогу, по которой шли или ехали молодые. Это могли быть заговоренные волосы, камни и т.п. Поэтому принято было подметать дорогу. В одних регионах это была дорога к дому невесты, в других – к дому жениха, в третьих – дорога, по которой молодые шли в церкви к алтарю.
Когда молодые прибывали в дом жениха, тому следовало перенести невесту на руках через порог, причем стараться не наступать на порог: под ним мог лежать подклад. По словам исследовательницы В.П. Кузнецовой, чаще всего это оказывалась иголка, воткнутая в порог дома.
Исследователь славянской демонологии А.Я. Васильева сообщает, что в Калужской и Брянской губерниях считалось, что знахарки и ведьмы подбрасывают под ложе новобрачных землю со свежих могил, где захоронены младенцы. По поверью, в этом случае первенец новобрачных должен был умереть в раннем детстве. Поэтому спальню молодоженов в течение всей свадьбы обычно охраняли родственники со стороны невесты, чтобы не допустить туда никого чужого.
Кто наводил порчу?
Нередко наведением порчи на молодоженов занимались профессиональные колдуны. Они делали это либо по чьему-то заказу, либо желая отомстить за непочтительное отношение к себе – допустим, если их не приглашали на свадьбу или во время свадебного пира не оказали, по их мнению должного уважения.
Чтобы умилостивить колдуна или колдунью, если те жили поблизости, им заранее делали подношение. Иногда те специально подходили к поезду и стояли там, пока не получат подарок или деньги.
В ХХ веке, по свидетельствам этнографов, роль «свадебного злодея» чаще стал играть кто-то из родни или знакомых. «Противоречия, с которыми неизбежно сталкиваются две семьи, молодая и старая, в условиях совместного проживания, питают представления о наведении порчи на молодых их же родственниками, соседями или просто завистниками-односельчанами», - пишет А.А. Голованова в статье «Представления жителей Андомского погоста о порче на свадьбе».
Например, очень много случаев, когда свекровь наводит порчу на невестку. «Это не случайно, - считает Голованова, - в традиционном предсвадебном и свадебном обрядах мать жениха выполняла ведущую роль в таких сакральных мероприятиях, как смотрины, сватовство, встреча молодых после венчания, провожание новобрачных на свадебное ложе».
Кто оберегал молодых от порчи?
«Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви», - пишет этнограф Алевтина Перова в работе «Традиции русской свадьбы, обычаи, обряды, ритуалы».
Перед первой брачной ночью для защиты от негативных воздействий клали под кровать кухонную утварь - кочергу, несколько поленьев, сковородник, обходили брачную постель с веткой рябины или можжевельника, которую затем втыкали в стену, рассказывает Перова.
За магическую защиту свадьбы отвечал дружка – свадебный распорядитель, по-нашему – тамада. Дружка не обязательно являлся одним из друзей жениха, он мог быть, к примеру, родичем жениха или невесты, или просто известным в округе уважаемым человеком.
Вот какое описание дает В.И. Даль: «В Сибири дружка самое почетное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу».
«На Русском Севере дружку еще называли вежливец (от слова "ведать"), - рассказывает А.Л. Соколова в книге “Традиции русской народной свадьбы”, - действительно, ведовство (магия) было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть (реже посох), с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели».
Если никакие привычные обрядовые действия не помогали и молодую семью начинали преследовать несчастья, то обычно шли за помощью к знающим людям, тем же колдунам, которые учили молодоженов, как снять «свадебную порчу».
