У семейства автомобилей LADA Samara, родоначальником которого стала знаменитая «восьмерка» — ВАЗ 2108 — было народное прозвище «Зубило». Оно появилось из-за характерной формы передней части кузова. Но иногда «восьмерку» и «девятку» называли еще «Порше для нищих» — действительно, в их конструкции было кое-что из немецкого автопрома.
Сотрудничество с Porsche
Предложение о сотрудничестве первым внес президент компании Porsche Эрнст Фурман еще в 1975 году. Официально, таким образом он собирался хотя бы отчасти компенсировать советскому автопрому ущерб, нанесенный Германией в годы войны. Но, на самом деле, это были лишь красивые слова. За свою помощь немцы попросили полтора миллиона дойчмарок — контракт был заключен на три года.
Сотрудничество предполагало:
- Разработку «Нивы» с облегченным кузовом из алюминиевых панелей.
- Создание бензинового двигателя, работающего на обедненных топливных смесях.
- Рестайлинг автомобиля ВАЗ-2103.
Все работы были выполнены немецкими инженерами и дизайнерами на отечественных автозаводах. Кроме того, по соглашению. все эти три года на заводе Porsche находились советские специалисты: мотористы, кузовщики, дизайнеры…
Помощь в создании «восьмерки»
Опыт сотрудничества с немецкими автопроизводителем был признан успешным. Поэтому в 1980 году Волжский автозавод заключил с Porsche еще одно соглашение по проекту «Гамма» — будущему ВАЗ 2108. Немецкие специалисты внесли немало предложений по внешнему виду и конструкции модели, а также занимались испытанием и доводкой. В частности, немалое сходство в дизайне можно усмотреть с моделью Porsche 924. Например, классическая форма «зубила» обеспечивала загрузку задней оси и лучшую управляемость на высоких скоростях.
Кроме того, множество мелких элементов также было позаимствовано с модели 924. А идея с использованием переднего лонжерона, заходящего в пороги пола, была в то время новшеством, используемым, в частности, на свежих моделях Opel Kadett. Многие комплектующие «восьмерки» — стойки передней подвески, элементы задней балки, радиатор, карбюратор, стеклоподъемники — были спроектированы или серьезно доработаны именно немецкими инженерами. Они же осуществляли тонкую настройку и доводку двигателя объемом 1,3 л, разработанного тольяттинскими конструкторами.