25/05/23

«Пощечина от жены наркома морфлота»: как за это отомстил Берия

Известная актриса Евгения Гаркуша оказалась за решеткой после того, как посмела дать пощечину самому Берии. Непристойное предложение Лаврентия Павловича возмутило Гаркушу, которая по-настоящему любила другого мужчину, наркома морского флота Петра Ширшова. Этот поступок артистки разрушил не только ее собственную судьбу, но и судьбу ее мужа и дочери.

До роковой встречи

Петр Петрович Ширшов родился 1905 году в городе Екатеринославле, в семье рабочего-печатника. Однако продолжать дело отца Петр не собирался: он с детства мечтал о путешествиях. Поэтому в 1929 году Ширшов окончил биологический факультет Одесского института народного образования. После получения диплома, если верить энциклопедическому справочнику «Волжско-Каспийский бассейн в 1942–1943 годах» под редакцией М. М. Загорулько, Ширшов в течение нескольких лет являлся научным работником экспедиции Арктического института Главсевморпути, работая в том числе на дрейфующей станции «Северный полюс-1», за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1939 году Петр Ширшов был назначен заместителем начальника упомянутого Главсевморпути, а во время Великой Отечественной войны он занял пост наркома морского флота СССР. К тому моменту, как указано «Петр Петрович Ширшов: дневники, очерки, воспоминания» (Наука, 2005 год), Ширшов уже успел зарегистрировать два брака. Первая жена профессора, Фаина Евгеньевна Брук, родила ему сына Рональда, но семейная жизнь не сложилась, и супруги расстались. Вторая жена, Надежда Дмитриевна Теличеева, подарила Петру Петровичу дочь Лору. Однако с началом войны Надежду Дмитриевну вместе с ребенком отправили в эвакуацию. А ее муж остался в Москве.

«И каждый раз навек прощайтесь...»

Однако от одиночества Ширшов не страдал. Дело в том, что в том же 1941 году судьба свела академика с популярной и весьма привлекательной актрисой Евгенией Александровной Гаркушей. С тех пор Евгения сопровождала Петра Петровича повсюду, даже в служебных поездках. К жене нарком уже не вернулся. Как утверждает Эдвард Радзинский, Ширшов и Гаркуша по-настоящему любили друг друга. К тому же вскоре актриса родила любимому дочь Марину. Поэтому воссоединение с прежней семьей стало попросту невозможным. Правда, счастье оказалось недолгим. Как пишут в издании ««Враги народа»» за Полярным кругом» С. А. Ларьков и Ф. А. Романенко, летом 1946 году Гаркуша была арестована на даче замом Берии, Абакумовым.

За несколько дней до этого на одном из приемов Лаврентий Берия сделал эффектной актрисе непристойное предложение, а та отвесила ему пощечину. Впрочем, Виктор Абакумов, как утверждает автор издания «Круглый год с литературой» Геннадий Красухин, был хорошим знакомым Ширшова и Гаркуши, а потому супруги ничего плохого не заподозрили. Да и сам Абакумов не стал оглашать истинную цель своего визита. Он сказал Евгении Александровне о том, что ее вызывают в театр и предложил подвезти. Ничего не подозревавшая мать грудного ребенка села в автомобиль. Назад к своему Ширшу, как называла Евгения Гаркуша, своего мужа, и дочери она уже не вернулась.

Судьба бывшего наркома

Даже после того, как Петр Ширшов узнал об аресте Евгении, он продолжал мучиться догадками. Несмотря на все титулы, звания и посты, Ширшова не уведомили о том, за что была взята под стражу его жена. По крайней мере так заявляет в своей книге «Сталин. Жизнь и смерть» Эдвард Радзинский. Впрочем, об этом упоминал в своем дневнике и сам Петр Петрович. «Три месяца я добиваюсь, чтобы мне хоть что-нибудь сказали о ней, о ее судьбе, и каждый раз натыкаюсь на стену молчания», — писал нарком. Обращаясь к дочери Марине, Ширшов желал ей: «Пусть никогда ты не узнаешь, как трудно оторвать руку от пистолета, ставшего горячим в кармане шинели».

Целый год Петр Ширшов находился в полном неведении. Между тем Евгения Гаркуша была осуждена на 8 лет лагерей за спекуляцию. Спустя 2 года после приговора, находясь в местах лишения свободы, актриса покончила с собой. Тогда же Ширшова попросили с поста министра морского флота. Правда, он продолжал возглавлять институт океанологии, спасался работой. Но новость о смерти Евгении Гаркуши окончательно подкосила Петра Петровича. К счастью, к тому моменту его окружила заботой другая женщина, Нина Ивановна Деева. Она ухаживала за Ширшовым, когда у того диагностировали рак. Он умер в феврале 1953 года. Деева пообещала умирающему, что будет заботиться о его дочери.