В 1991 году в Тирольских Альпах было обнаружено тело древнего человека, много тысяч лет назад погибшего в местных снегах. Труп был в настолько хорошей степени сохранности, что поначалу решили, что тело принадлежит недавно погибшему туристу. Исследования ледяной мумии помогли ученым пролить свет на многие реалии древнейшей истории. А еще этот мужчина был первым достоверно известным человеком, страдавшим от болезни Лайма — заболевания, передающегося через укусы иксодовых клещей.
Человек и клещ: история взаимоотношений
Как видно из приведенного выше факта, человечество веками страдало от болезней, вызванных нападением клещей, а советская эпоха была лишь небольшим островком безопасности в длительной истории борьбы с этими паразитами.
В современной печальной ситуации, складывающейся на фронтах борьбы с клещами, есть только один нюанс: они стали активно проникать на север. Например, раньше почти все северные регионы Архангельской области были свободны от этих вредителей, а теперь клещи уверенно ползут дальше к Арктике. И сегодня столкнуться с неприятным созданием можно даже в предместьях южных склонов Хибинских гор, а это далеко к северу от полярного круга, в Кольском Заполярье.
Так почему же стратегия Советской Страны в борьбе с клещами была настолько эффективна? Ведь еще лет тридцать назад нападения этих паукообразных действительно были статической редкостью.
Клещи в СССР
Именно советские ученые сделали большой прорыв в области изучения угроз, исходящих от этих созданий. Ещё в 30-х годах ими было впервые описано такое заболевание, как клещевой энцефалит. На излете десятилетия, в 1939 году, на помощь отечественным специалистам пришло важное научное достижение из Швейцарии. Тогда был разработан легендарный инсектицид ДДТ (нежно прозванный в народе “дустом”) и это было оружие победы в непрекращающейся борьбе человечества с этими паразитами.
ДДТ был настолько эффективен, что после обработки им зеленых зон о проблеме нападения клещей можно было забыть на несколько лет. Но здесь возникла своя сложность, ДДТ оказался настолько суровым препаратом, что убивал не только клещей, а вообще все живое.
Препарат быстро накапливался в почвах, попадал в водоносный слой и губил рыб, вредил сельскохозяйственным животным, портил скорлупу птенцов. В 60-х годах следы инсектицида были обнаружены даже в яйцах пингвинов. Хотя, по полностью понятным причинам, средство никогда не использовалось в Антарктиде.
К 70-м годам прошлого века экологи начали бить тревогу и в скором времени почти все страны мира, включая Советский Союз, начали массово отказываться от использования этого средства. Впрочем, по сей день на планете есть несколько Африканских стран, которые по-прежнему пользуются ДДТ.
Хоть период использования жесткого препарата и продлился сравнительно недолго, за это время был нанесен существенный урон мировой популяции вредителя. В том же СССР обработка зеленых зон "чудесным" средством шла с типичным для страны размахом: его распыляли прямо с самолетов.
Использование ДДТ — это существенная часть советской стратегии по борьбе с вредителем, но не единственная. Ведь вплоть до развала страны об этой проблеме вообще редко кто вспоминал. Это связано с тем, что обработка зеленых зон даже при помощи более щадящих средств была банально очень частой.
Сейчас средний городской парк проходит антиклещевую обработку в среднем раз год: в апреле, в самом начале сезона. Действие препарата заканчивается ближе к середине лета, а это значит, что в августе есть все шансы “подхватить” клеща, а вместе с ним и крайне неприятные сопутствующие болезни.