В январе 1961 года новейшая советская подводная лодка С-80, только что завершившая испытания, бесследно исчезла в Баренцевом море. Судьба субмарины и 68 членов ее экипажа на долгие восемь лет стала одной из самых мучительных тайн отечественного флота.
Последний сеанс связи и безуспешные поиски
Подлодка, переоборудованная под запуск крылатых ракет, как пишет историк флота Владимир Шигин, вышла на связь в последний раз в ночь на 27 января. Экипаж доложил координаты и неблагоприятную погоду, получив приказ вернуться на базу к 18 часам. После этого С-80 навсегда замолчала.
Уже на следующий день, не дожидаясь чуда, была создана правительственная комиссия во главе с маршалом Константином Рокоссовским. Масштабные поиски не дали результата. Лишь спустя неделю после их завершения, 3 февраля, рыболовный траулер случайно выловил сигнальный буй с пропавшей субмарины. Но это не помогло: корпус лодки найти не удалось, и ее судьба оставалась неизвестной.
Случайная находка
Тайна раскрылась лишь в 1968 году, когда, по свидетельству Александра Железнякова, власти обратили внимание на жалобы рыбаков: их сети в одном и том же районе постоянно цеплялись за какой-то подводный объект. Поиски возобновились, и 24 июля 1969 года С-80 была поднята с глубины 235 метров. Операция по подъему стала первой в мире на такой глубине и позже привела к созданию специального спасательного судна «Карпаты».
Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Новая комиссия под руководством вице-адмирала Григория Щедрина установила роковую цепь событий. Как следует из технического расследования, лодка затонула из-за поступления воды через шахту подачи воздуха к дизелям. Матрос по ошибке открыл не тот клапан, а попытка вручную исправить ситуацию провалилась — шток перекосило давлением воды.
Страшная смерть подводников и последствия аварии
Результатом упомянутых ошибок стала смерть 68 членов экипажа. Большинство из них, как утверждает автор книги «Черный календарь с древнейших времен до 2000 года», Юрий Стома, умирали на глубине 235 метров долго и мучительно, пока не закончился кислород. По крайней мере было установлено, что 56 человек в течение нескольких часов скончались в результате асфиксии или утопления. 11 подводников погибли от механических травм, один – от поражения электрическим током. В число первых включили и старшину, который предпочел уйти из жизни добровольно и более быстрым способом.
Останки капитана подлодки А. Д. Ситарчика и его подчиненных были захоронены в братской могиле в Оленьей Губе. Сама подводная лодка в связи с нецелесообразностью выполнения восстановительных работ была взорвана и разделана на металлолом в «Главвторчермете» на мысе Зеленый. Но на этом история С-80 не закончилась. Именно после исчезновения подлодки было заложено и построено спасательно-подъемное судно «Карпаты», а операция по подъему судна с такой глубины и его транспортировке оказалась первой в мире. Конструкторы вынесли из аварии урок, оборудовав другие подлодки специальными устройствами, сигнализирующими о попадании воды в корпус.
