Всегда и во все времена государственная измена подвергалась жесткому и даже жестокому наказанию, независимо от толкования этого понятия. Древние германцы топили изменников и трусов в болоте, римляне сбрасывали предателей с высоких скал, а в средневековой Англии изменники короны подвергались тройной казни: повешению, потрошению и четвертованию. В России изменников сажали на кол.
В XX веке такая изощренная жестокость осталась в прошлом, но государственная измена по-прежнему считалась одним из самых тяжких преступлений.
Наказание за госизмену в УК СССР
В СССР до 1930 года понятие "измена" трактовалось классовым образом - "измена делу рабоче-крестьянской революции". С 1930 года начал использоваться термин "измена Родине", который сохранялся до распада СССР. До 1960 года в Уголовном кодексе была статья 58-1а, определяющая "измену Родине" как "действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или целостности его территории, такие как шпионаж, разглашение военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу".
Каралось это деяние расстрелом с конфискацией имущества, а в том случае, если имелись «смягчающие обстоятельства» - лишением свободы на 10 лет, тоже с конфискацией. В период печально знаменитых сталинских репрессий понятие «госизмена» трактовалось чрезвычайно широко и жертвы такого подхода исчислялись тысячами.
После 1960 года измена Родине была выделена в 64-ю статью УК СССР. Определение этого преступления претерпело некоторые изменения: «деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти».
Наказание, в целом, осталось прежним – лишение свободы от 10 до 15 лет с конфискацией или смертная казнь. С наступлением «оттепели» и вплоть до распада СССР количество дел, связанных с госизменой, серьезно сократилось. Стоит обратить внимание на то, что в СССР к измене приравнивалось желание жить за границей, и по этой причине дела «невозвращенцев» приобретали широкий резонанс.
Эти люди, несмотря на то что, зачастую, никаких секретов они выдать не могли (речь о спортсменах, артистах, решивших остаться на западе), тоже клеймились как изменники Родины. К евреям, которым начиная с 1965 года разрешили эмигрировать в страну предков, отношение тоже было, в общем, как к предателям. Выехать им разрешали, но при этом всячески клеймили и обирали до нитки.
Тем не менее, были в СССР, разумеется, и самые настоящие предатели. Те, которые продавали секреты страны и посягали на ее обороноспособность и безопасность.
Самые известные изменники советского периода
В 1963 году был приговорен к расстрелу О. В. Пеньковский – полковник ГРУ, передавший на Запад 5500 секретных документов и «сдавший» 600 наших разведчиков. Процесс над Пеньковским широко освещался в СМИ СССР, однако, многие подробности этого дела и по сей день остаются засекреченными. Его называют самым результативным агентом Запада.
В 1985 году был расстрелян В. И. Ветров – сотрудник торгпредства, передавший на Запад 4 тысячи секретных документов.
В 1985 году был арестован и через год казнен А. Г. Толкачев – сотрудник НИИ Радиопромышленности, где занимались разработкой сверхсекретных самолетов-невидимок.
Тогда же, в 1986 году был расстрелян Л. Г. Полещук – сотрудник внешней разведки СССР, выдавший ЦРУ всех советских разведчиков, работавших в Нигерии.
Если мотивы указанных предателей были, главным образом, материального характера, то генерал ГРУ Д. Ф. Поляков, согласно распространенной версии. на протяжении 25 лет сотрудничал с ЦРУ из мести: правительство отказало ему в деньгах на лечение сына, и мальчик умер. Поляков был изобличен и расстрелян в 1988 году.
Заслуженное наказание понесли не все предатели. Например, полковник КГБ А. И. Кулак, скончавшийся в 1984 году от тяжелого заболевания, был с почестями похоронен в Москве. И лишь через год после его смерти стало известно, что он сотрудничал с американской разведкой и передавал сведения о наших разведчиках, работавший в Нью-Йорке, а также научно-техническую документацию оборонного характера. Званий и наград, в том числе, звания Героя Советского Союза Кулак был лишен посмертно.
Полковник КГБ СССР О. А. Гордиевский работал на британскую разведку с 1974 по 1985 год. Он бежал в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля и с тех пор благополучно живет в Англии. Королева даже пожаловала его орденом за вклад в безопасность Великобритании.
О. А. Лялин – сотрудник ПГУ КГБ – в конце 60-х находясь в Лондоне в качестве работника Торгпредства, начал сотрудничать с британской разведкой, передавая ей секретные сведения о деятельности КГБ. В 1971 году попросил политического убежища в Англии и жил там до 1995 года, изменив внешность и имя. В возрасте 57 лет Лялин умер от рака.
Кто в СССР был последним осужден по 64 статье
По всей видимости, последним предателем, чья деятельность была квалифицирована судом, как подпадающая под статью 64 УК СССР, был Н. Д. Чернов. Он был оперативным техником нью-йоркской резидентуры ГРУ. На работу в США Чернов был направлен в 1961 году. Занимался он, главным образом, фотографией: командовал фотолабораторией, а также принимал почту из Центра и направлял сообщения нашей резидентуры в Центр. Бумажного оборота тогда не было, все сообщения поступали на пленке, которую надо было проявить и распечатать. Отчеты наших разведчиков нужно было, в свою очередь, сфотографировать.
ФБР вышло на Чернова после того, как он начал «мудрить» с чеками на приобретение материалов для ремонта кабинета своего начальства. Материалы приобретались на сумму в 200 долларов, в чеке Чернов просил написать число 450, а разницу клал себе в карман. Так он копил на дорогой фотоаппарат. Впрочем, в Нью-Йорке было где потратить деньги: Чернов активно посещал злачные места и злоупотреблял алкоголем. Когда Чернова начали шантажировать чины из ФБР, он сразу согласился на сотрудничество. Он передал американцам более 3000 листов сверхсекретной информации. В США, Великобритании, Франции из-за его деятельности был арестованы ряд ценнейших резидентов нашей разведки.
Сотрудничество с ФБР Чернов продолжал до 1972 года, до того самого времени, когда был уволен за систематическое пьянство. Тогда он уехал в Подмосковье, на вырученные за свои услуги ФБР деньги купил дом и стал жить, мирно занимаясь огородом. Возможно, никто так и не узнал бы о его похождениях в Нью-Йорке, если бы не арест генерала Полякова, рассказавшего о шпионской деятельности Чернова. Однако, никаких доказательств вины Чернова не было и его до поры до времени не трогали. Арестован он был лишь в 1990 году. В ходе следствия и на суде Чернов признал свою вину, активно давал показания о том, как был завербован, как передавал в ФБР документы и т.д. В сентябре 1991 года, буквально за три месяца до падения СССР, Чернову был вынесен приговор – 8 лет лишения свободы. Этот весьма мягкий приговор спустя полгода был еще более «смягчен». Ельцин помиловал Чернова, в то время уже старика, обремененного многими болезнями. На свободе предатель прожил недолго и вскоре умер.