18/12/24
ФОТО: Владимир Мусаэльян, Эдуард Песов /Фотохроника ТАСС

Последний советский «членовоз» ЗиЛ-4102: почему сохранилась только «женская» версия

ЗиЛ-4102 – автомобиль, предназначавшийся для перевозки первых лиц государства. Но выполнять функции «членовоза» ему так и довелось, так как модель забраковал лично президент СССР Михаил Горбачёв. Из двух опытных экземпляров остался лишь «женский» вариант.

Две звезды

ЗиЛ-4102 должен был стать новой версией «членовоза» ЗиЛ-4104, который успел морально устареть. К 1988 году специалисты завода имени Лихачёва собрали два седана, которые отличались от предшественников несущим кузовом и независимыми подвесками. За 10 секунд новый ЗиЛ развивал скорость да 100 километров в час. Салон лимузина отделали натуральным деревом, добавили аудиопроигрыватель компакт-дисков и бортовой компьютер, синтезирующий речь.

Новый автомобиль создавали специально для главы государства. Разработчики были в курсе, что Михаила Сергеевича часто на официальных мероприятиях сопровождает супруга Раиса Максимовна, а поэтому на заводе два опытных образца получили в шутку имена первого лица государства и первой леди.

Пир во время чумы

Горбачёв старания инженеров не оценил. По одной из версий, президенту не понравилась баснословная стоимость транспортного средства. В итоге «чёрную», «мужскую», модель разобрали на металлолом (это произошло в середине 90-х годов), а «женская», золотистая, сохранилась.

Автоэксперты утверждают, что ЗиЛ-4102 – не отечественная задумка. Автомобиль просто скопировали с «Роллс-Ройс Сильвер Спирит», но в серийное производство он так и не попал. Считается, что это произошло из-за экономической обстановки. К концу 80-х годов многие отрасли промышленности в Советском Союзе оказались в кризисной ситуации, и отечественный автопром – не исключение. С тех пор российская политическая элита отдаёт предпочтение иностранным автомобилям премиум-класса. Правда, во втором десятилетии XXI века появились элитарные Aurus, которые называют «главными машинами президента».