«Какой-то партизан, переодетый в немецкого офицера, наводит ужас на Ровно. Убивает крупных заправил средь бела дня, украл генерала...» — рассказывал руководитель штаба партизанского движения Дмитрию Медведеву.
Медведев слушал и улыбался. Он знал то, чего не знал собеседник: этот партизан сидит с ними за одним столом. Звали его Николай Кузнецов. Для немцев он был обер-лейтенант Пауль Вильгельм Зиберт.
С августа 1942-го по март 1944-го «Зиберт» уничтожил больше десятка высокопоставленных нацистов. Судья Функ, генерал Кнут, два вице-губернатора, заместитель рейхскомиссара Украины — список можно продолжать. Но как погиб сам Кузнецов, до сих пор точно не известно.
Последний выход
К марту 1944-го ситуация стала критической. Кто-то выдал «Зиберта» нацистским спецслужбам. Помощники Кузнецова во Львове были арестованы. Сам он с двумя товарищами — Яном Каминским и Иваном Беловым — чудом вырвался из города, напоследок расстреляв немецкого подполковника и патруль.
Группа направлялась в село Боратино на встречу с радисткой. Они не знали, что радистка уже мертва. А в самом Боратино их ждали.
Взрыв в хате
Существует две версии гибели Кузнецова. По одной — он погиб 2 марта под Ровно. По другой, более доказанной, — 9 марта 1944 года в селе Боратино на Львовщине.
Хозяин хаты Степан Голубович много лет спустя рассказал следователям: бандеровцев пришло восемь. Они застали разведчиков врасплох.
«Николай Иванович вроде бы стал искать зажигалку, что-то сказал спутнику, тот рухнул на пол, и раздался взрыв гранаты».
Кузнецов подорвал себя противотанковой гранатой. Вместе с собой он забрал жизни нескольких нападавших.
Одному из его товарищей удалось выжить, и он, воспользовавшись суматохой, попытался скрыться с портфелем разведчика, в котором тот хранил секретные документы, однако уйти ему не удалось, и портфель оказался в руках нацистов.
После освобождения Ровно при странных обстоятельствах погибла и помощница Кузнецова Лидия Лисовская: кто-то сообщил бандеровцам, по какой дороге, когда и на каком грузовике партизанка со своей кузиной отправятся в Киев. Предположительно, девушке были известны некие факты, разоблачавшие предательство среди руководителей партизанского подполья. О том, что Николай Кузнецов был раскрыт нацистами вследствие предательства кого-то из своих, говорил также его верный помощник Николай Струтинский. К той же версии склонялись и участники следствия. Однако версия так и осталась недоказанной.
Война с памятью
Благодаря усилиям Николая Струтинского, останки Кузнецова были перезахоронены в 1960 году на Холме Славы во Львове. Первый космонавт Земли Юрий Гагарин причислял легендарного разведчика к числу своих кумиров и духовных учителей, так отзываясь о нем: «Облик народного мстителя Николая Кузнецова всегда был для меня примером безграничного служения своему народу и своей родине, человечеству и прогрессу».
Однако с начала 1990-х годов на волне антисоветизма и националистических настроений память о легендарном герое-разведчике на территории Украины планомерно уничтожается. Памятники Николаю Кузнецову были разрушены, в 2015-м его имя попало в список тех, о ком Верховная Рада приказала забыть, а в 2019 году неизвестные вандалы решились даже на осквернение его могилы и похищение с нее бронзового барельефа. Тем не менее слава об отважном разведчике-диверсанте Николае Кузнецове жива по-прежнему – благодаря множеству советских фильмов, книг, музейных коллекций, а главное, народной памяти, переходящей из поколения в поколение.
