15/12/25

Последняя казненная женщина в СССР: что она сказала в своем последнем слове

Киев, 1987 год. Зал суда переполнен. На скамье подсудимых — обычная на вид семья: две сестры и их пожилые родители. Но обвинение звучит как сценарий фильма ужасов: 40 отравлений, 13 убийств. Орудие преступления — редкий геологический яд. Главная фигура — Тамара Иванютина, посудомойка, мечтавшая о чёрной «Волге» и уничтожавшая всех, кто стоял на её пути. Она станет последней женщиной, казнённой в СССР.

Дело серийных отравителей

Преступления этой семьи были почти идеальны. Они использовали яд — высокотоксичный раствор на основе таллия, который применялся в геологоразведке. Его практически не знали судмедэксперты, и смерть жертв списывали на сердечный приступ.
Яд им поставляла знакомая лаборантка из Министерства геологии — «для травли грызунов». Но «грызунами» для семьи Масленко стали соседи, родственники, коллеги и даже школьники.
Иванютина подходила к делу как учёный: испытывала дозы на соседских курах и кошках, вычисляя, сколько нужно для лёгкого недомогания, а сколько — для верной смерти. «В таком деле случайностей быть не должно», — позже самодовольно заявит она на суде.

Мотивы преступлений были абсурдны и страшны своей бытовой логикой. Первого мужа Иванютина отравила, чтобы получить его киевскую квартиру. Родителей второго мужа — из-за их загородного хозяйства. Школьников в столовой, где работала, — за отказ расставить стулья. «Я решила их наказать».

«Волкодавы Сталина»: почему бойцы СМЕРШа были непобедимыми

По ее словам, учителям досталось за то, что они заставляли учеников доедать свои обеды, и из-за этого Тамаре оставалось мало отходов для своего домашнего хозяйства. По ее плану серия небольших отравлений также должна была вызвать недоверие к качеству питания в школьной столовой. После этого школьники бы ели еще меньше, а она уносила бы своим домашним питомцам все больше еды.

Главная цель – черная "Волга", на которую Иванютина хотела накопить от разведения домашних животных, по ее мнению, оправдывала все ее преступления. «В этой жизни нужно уметь получать то, что ты хочешь!» – заявляла во всеуслышание отравительница на процессе.

Страшные подробности

Иванютина также подробно делилась тем, как она изначально испытывала действие яда на соседских курах и кошках. Она пробовала, какое количество отравы необходимо дать, чтобы человек только слегка приболел, а какое, чтобы точно умер. «В таком деле случайностей быть не должно», – самодовольно растолковывала Иванютина. Те муки и дальнейшие страшные последствия, которым она подвергала свои жертвы, ее совершенно не волновали. Она с детства была приучена высоко ценить себя и получать желаемое, а каким способом – для нее не имело значения.

Убийства совершала, расценив, что ее оскорбили, просто из зависти, или часто главным мотивом становилась жажда наживы. Первого мужа Тамара убила из-за квартиры в Киеве, родители второго мужа погибли от рук Иванютиной из-за того, что у них было загородное хозяйство.

Судебно-психиатрическая экспертиза признала Тамару Иванютину вменяемой, однако было подчеркнуто, что ей присуща крайняя злопамятность и изощренная мстительность, она видит в каждом недоброжелателя и отличается повышенной конфликтностью. Как показало следствие и поведение Иванютиной на судебном процессе, портрет обвиняемой был дан с ужасающей точностью.

Последнее слово

После длительных судебных разбирательств отравительница Тамара Иванютина резко отказалась от всего сказанного, утверждала, что давала признания под давлением.

Когда ей предоставили последнее слово, своей вины ни по одному из эпизодов она не признала, прощения у родственников потерпевших не просила, объяснив это надменной фразой: «У меня не то воспитание». Сожалела она только о том, что не смогла осуществить свою давнюю мечту и приобрести заветный автомобиль «Волга».

Тамара Иванютина была приговорена к высшей мере наказания – смертной казни и конфискации имущества. Была расстреляна в конце 1987 года. Она стала последней казненной женщиной в СССР.

Подельники отравительницы

Обвинения по нескольким эпизодам были выдвинуты и против ее сестры Нины Мациборы и их родителей. Никто из них также в преступлениях не раскаялся. О всех деяниях они рассказывали с придыханием и видимым удовольствием, описывали все подробности отравлений.

Сестра была приговорена к 15 годам лишения свободы, родители к 10 и 13 годам заключения, также им было вменено обязательство возместить всем жертвам затраты на лечение. Общественность, пострадавшие и родственники погибших были против того, что члены семьи так «легко отделались», требовали высшей меры наказания, к которой приговорили Тамару.

На момент окончания суда Антон Митрофанович и Мария Федоровна были уже достаточно пожилыми, они скончались в тюрьме. Мать Иванютиной, делилась с сокамерницами своими правилами жизни, одно из которых гласило: «Людей нужно всегда угощать, а тех, кто мешает жить – угощать ядом».

Нина вышла на свободу досрочно, дальнейшая ее судьба неизвестна.