Афганская война (1979-1989) для советского общества началась с формального ввода войск в декабре 1979 года. Однако исторические документы и воспоминания свидетельствуют, что первые советские граждане погибли в этой стране значительно раньше — еще весной 1979-го, за девять месяцев до официального начала конфликта. Дело в том, что советское присутствие в Афганистане началось не с полномасштабной операции, а с постепенного втягивания в гражданскую войну.
Гератский мятеж
К марту 1979 года гражданская война в Демократической Республике Афганистан (ДРА) уже бушевала. Просоветское правительство Нур Мохаммада Тараки контролировало далеко не всю территорию страны. Критическим моментом стало восстание 15 марта в Герате — крупном городе на западе страны. Мятеж в военном гарнизоне, поднятый будущим полевым командиром Исмаил-ханом, поддержали проникшие из Ирана религиозные активисты. Именно в этом хаосе и погибли первые советские граждане, чьи имена удалось установить.
Судьбы первых жертв
Первым из известных стал майор Николай Бизюков, танковый специалист, советник в 17-й пехотной дивизии ВС ДРА. Он погиб 17 марта при эвакуации с базы, когда его машина была окружена мятежниками. По свидетельствам очевидцев, он был зверски убит — забит камнями и растерзан толпой. Его тело было отправлено на родину в запаянном цинковом гробу, став первым «грузом 200» афганской кампании.
Полковники Василий Игнашев и Виктор Рыков погибли позже, 31 мая 1979 года, во время мятежа в частях Пактийского корпуса афганской армии. Они находились на полевом командном пункте, который был взят штурмом взбунтовавшимися афганскими военнослужащими.
Впрочем, жертвами были не только советские военные специалисты. Так, Юрий Богданов занимался в Афганистане закупкой шерсти. Он пал жертвой уличного насилия в Герате 17 марта. Юрий успел спасти свою беременную жену — помог ей перебраться через стену к соседям-афганцам, но сам был захвачен толпой и растерзан.
Яков Концов, специалист-нефтяник был эвакуирован в городскую гостиницу, но, выйдя на крыльцо после временного затишья, был убит автоматной очередью. Был ли это несчастный случай или преднамеренная провокация, неизвестно.
Жертвы предательства и хаоса
Интересно, что все пятеро погибли не в ходе классического боестолкновения, а стали жертвами мятежей и уличной резни. Это уже тогда указывало на партизанский, нерегулярный характер будущей войны. Трагедия в Герате и последующие события стали одним из аргументов в кремлевских дебатах о необходимости ввода полноценного воинского контингента для защиты советских граждан и стабилизации режима. Тем более, что СССР в то время плотно сотрудничал с афганскими просоветскими силами, имея свои экономические и политические интересы в стране. Отдавать такую сферу влияния Москва не хотела.

