Принц Уэльский Чарльз, который после кончины королевы Елизаветы II, унаследовал Британский престол и стал королём Карлом III (имя Чарльз на латинском языке звучит как «Carolus»), не раз посещал православную святыню — гору Афон. Сей факт стал основанием для выдвижения разных догадок о причинах его поездок: от простого интереса монарха к православию до конспирологического заговора.
Афонское уединение
Взошедший на трон в возрасте 73 лет Карл III, ставший старейшим королём Британии на момент начала правления, впервые прибыл в православную монашескую республику Афон ещё в 60-е годы ХХ столетия в сопровождении своего отца, герцога Филиппа Эдинбургского.
С 1996 года визиты Карла III на Афон стали носить регулярный характер. По меньшей мере, раз в год он приезжал туда привести в порядок мысли и душу, останавливаясь на несколько недель в келье Ватопедского монастыря.
Будучи наследником британского престола, он, как послушник настоятеля отца Ефрема, соблюдал все требуемые ограничения, выполнял обычную монашескую работу, принимая участие в богослужениях и молитвах, начинавшихся в 5 утра.
Единственной привилегий Карла III была отдельная крошечная келья. В то время как другие гости обители должны были ночевать в общей опочивальне, ему предоставлялось право на уединение. Однако бытовые условия и уровень комфорта в его келье не отличались от остальных, в ней также всё соответствовало скромному образу жизни монахов.
Об этом же свидетельствовал один из афонских монахов, писавший: «Принц Чарльз всегда здесь желанный гость. Это место, в котором он, похоже, обретает спокойствие. Отношение к нему здесь, как к обычному монаху, и живет он, как и мы, начиная от того, что вкушает то же, что и мы».
В свободное от послушания время Чарльз предпочитал заниматься акварельной живописью, фиксируя чарующие афонские пейзажи.
К слову, часть из этих этюдов позже ушла с молотка на лондонском аукционе, а вырученные от их продажи средства были пожертвованы афонским монахам.
Кроме этого, Чарльз стал создателем и председателем международного британского общества «Друзья Афона», в рамках которого организуются паломнические туры, благотворительные приёмы и международные научные конференции с целью сбора материальной помощи на восстановление православных монастырей Ватопед и Хиландар.
Как отмечали приближённые к принцу лица, на него положительно влиял «краткий уход от мирских дел и напряженная духовная работа».
Соловки
Масло в огонь подлил состоявшийся в 2003 году визит Чарльза на Соловки. Официальным поводом визита коронованной особы называлось почитание памяти узников советских лагерей, но некоторые журналисты предположили, что истинной целью поездки было посещение Соловецкого монастыря, который он называл мировой жемчужиной.
Комментируя этот визит, тогдашний глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион отмечал, что Чарльз систематически посещает православные монастыри, поскольку «питает искренние чувства к православию».
Криптоправославный
Неподдельная тяга Карла III к православию породила слухи о его тайном переходе в лоно этой христианской церкви, или даже о его желании принять монашеский постриг. Дошло до того, что на эту тему пришлось высказаться британскому православному иерарху и богослову, митрополиту Диоклийскому Каллисту (Уэру), который является близким знакомым короля. Подтверждая сердечное стремление Его Высочества к восточному христианству, он заявлял: «Наследник престола принц Чарльз, несомненно, проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры. Он много раз совершал паломничество на Святую Гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».
Британский монарх одновременно является и первоиерархом Англиканской церкви, и он не вправе самостоятельно избирать вероисповедание, поскольку имеет полномочия издавать законы, регулирующие не только общественную, но и церковную жизнь граждан королевства.
Иконы на свадьбе
Особое отношение к православию было продемонстрировано Чарльзом III 29 апреля 2011 года в день бракосочетания его старшего сына, принца Уэльского Уильяма. Тогда все присутствовавшие на торжестве гости и многомиллионная телеаудитория могли заметить, что в убранстве Вестминстерского аббатства присутствовали православные иконы. Между тем, данные образа появились в главном англиканском соборе ещё в 1994 году. Поговаривают, что принадлежащие кисти иконописца Сергея Фёдорова православные иконы это не что иное, как дань памяти православным пращурам новобрачного.
Православные предки
Дело в том, что отец Карла III, герцог Эдинбургский Филипп, до женитьбы на Елизавете II имел греческое подданство, поскольку появился на свет на острове Корфу, в семье принца Андрея, чей отец король Георг I на тот момент правил Грецией.
Рождённый в православной стране, он был крещён по всем канонам восточного христианства, и лишь после того, как стал британским принцем-консортом, официально перешёл в англиканство, хотя в многочисленных интервью повторял, что продолжает себя считать православным и крестится тремя перстами.
В свою очередь, бабушка короля Карла III по отцовской линии Алиса Баттенберг сразу после женитьбы сына Филиппа ушла в монахини и основала орден сестёр в память о своей тёте — преподобной мученице великой княгине Елизавете Фёдоровне. Принимая активное участие в жизни православной церкви, она перед смертью изъявила желание быть похороненной рядом с тётей в русском православном монастыре в Гефсимании (Иерусалим). Эта просьба была выполнена, и всякий раз, когда король Карл III оказывался в Иерусалиме, он заходил в эту православную обитель, чтобы возложить цветы на могилы своих предков.
Конспирологическая версия
До того момента, как Карл III взошёл на британский престол, а в статусе принца он провёл большую часть своей жизни, побив по этому показателю рекорд всех своих предшественников, существовала интересная конспирологическая версия.
Известно, что по отцовской линии его бабушкой была Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I, в то время как его мать, принцесса Алиса приходилась троюродной сестрой российскому императору Николаю II.
Таким образом, Карл III, формально принадлежащий корнями к императорскому дому Романовых, якобы рассматривался российскими монархистами в качестве вероятного русского царя, в том случае, если бы им удалось восстановить в России монархию.
Кстати, приверженцы данной версии уверены, что Карл III неспроста регулярно посещал Афон, по их мнению, он там встречался с участниками неформальной группы «Афонское братство», куда входили высокопоставленные российские предприниматели и государственные деятели.