14/09/24

Предел населения Земли человеком: есть ли он на самом деле

15 ноября 2022 года, по версии ООН, на планете Земля родился восьмимиллиардный житель. Человечество переживает уникальный исторический момент – никогда прежде одновременно не жило столько людей, сколько сейчас. По прогнозу учёных, популяция Homo sapiens подходит к знаковой точке – биологическому пределу своей численности. В XXI веке нас ждёт либо сохранение населения на одном уровне, либо массовое «вымирание».

Сломанная гипербола

В книге «Опыт закона о народонаселении», изданной в 1798 году, англичанин Томас Мальтус утверждал, что «население стремится к более быстрому возрастанию, чем средства существования». События XX века вроде бы опровергли опасения мальтузианцев. Благодаря успехам медицины и гигиены население выросло более чем в три раза: с 1,65 млрд в 1900 году до шести млрд в 1999 году. Максимальный темп прироста наблюдался в 1963 году – 2,2% в год. Но одновременно существенно возросла и «производительность земли» – прежде всего, за счёт новой агротехники, применения пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве.

В настоящее время человечество в буквальном смысле съедает 20% биомассы Земли. По мнению экологов, это разрушает биосферу так, что она уже никогда не будет такой, как прежде. Но до какого предела люди будут размножаться, и какое их количество способна прокормить Земля? Эти вопросы тесно взаимосвязаны.

В книге 1974 года «Поговорим о демографии» советского популяризатора науки Льва Боброва названа фантастическая цифра, которой может достичь население Земли – 1000 миллиардов (один триллион) человек. Такая численность прогнозировалась в 2200-2300 годах. Правда, Бобров предполагал, что людям будущего придётся есть пищу, синтезированную из нефти и минерального сырья.

Ещё более удивительный прогноз дал кибернетик Хайнц фон Фёрстер, открывший в 1960-х годах закон гиперболического роста численности населения Земли. Этот закон действовал с начала нашей эры до середины XX века. По прогнозу Фёрстера, «день страшного суда» должен наступить в пятницу 13 ноября 2026 года. После этой даты количество населения Земли якобы устремится «в бесконечность». Однако, подобно теории Мальтуса, идея Фёрстера оказалась несостоятельной – статистика её не подтвердила. Уже в 1970-х годах рост населения замедлился, и его график перестал походить на математическую гиперболу.

Потому заслуживают внимания более скромные оценки. Первая из них относится к 1679 году – её дал изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. По его расчётам, Земля способна прокормить 13,4 миллиарда человек. Для этого вся пригодная к жизни территория должна быть так же хорошо освоена, как Голландия XVII века.

Если Левенгук и ошибся, то, похоже, ненамного. В конце XX века некоторые футурологи утверждали, что биологический предел «ёмкости Земли» – 12 млрд человек.

Несколько меньшую цифру называет социобиолог Эдвард Осборн Уилсон. По его подсчётам, 1,4 миллиарда га распаханной земли способны прокормить лишь 10 миллиардов людей (при условии, что все станут вегетарианцами). Однако соображения Осборна уже неактуальны – по данным геологической службы США, в 2017 году на Земли распаханы 1,87 миллиарда га почвы.

Наконец, существуют более пессимистические оценки «допустимой численности» населения - от 2 до 7 млрд. По этим теориям выходит, что мы уже давно живём «в долг» у природы. Человечеству угрожает не только дефицит пищи. Не менее опасны загрязнение воздуха, избыток углекислого газа, нехватка пресной воды. Но, похоже, что человечество всё же не достигнет такой численности, когда ему буквально нечем будет дышать.

Согласно нынешнему прогнозу ООН, в 2030 году на Земле будет жить уже 8,5 млрд человек. Демографический рост продолжится до 2086 года, и в своей пиковой фазе достигнет 10,43 млрд человек. После этого численность населения должна «выйти на плато» и даже немного двинуться вспять. Так, в 2100 году, по мнению экспертов ООН, Землю будут населять 10,36 млрд человек.

Что дальше?

Сегодня численность населения Земли определяет так называемый «демографический переход». Он не связан с чисто биологическим пределом рождаемости – люди не утратили способности размножаться. Количество детей снижается за счёт изменения поведения родителей. Стало аксиомой, что рождаемость сокращается в урбанизированных и экономически развитых странах.

Это связано с тем, что условный «городской» ребёнок требует больших затрат на образование и воспитание, которые позволяют ему в будущем стать квалифицированным специалистом. Поэтому традиционная для сельской местности многодетность – невыгодная в новых условиях социально-экономическая стратегия.

Приобщаясь к достижениям технологической цивилизации, жители даже «отсталых» регионов перенимают такую форму поведения. Согласно модели российского физика Сергея Капицы, демографический переход должен завершиться в 2040-х годах.

В среднем по планете рождаемость сейчас стремится к уровню воспроизводства – 2,1 ребёнка на одну женщину. Это стало возможно без каких-либо «мальтузианских» ограничений (таких, как китайская политика «Одна семья – один ребёнок»). Более того, уже сегодня во многих странах население сокращается.

Продуктов питания в мире, вероятно, могло бы хватить на всех, если бы не существующие практики распределения ресурсов. Именно поэтому исследователи говорят об опасности «демографического обрыва». Любопытен прогноз, сделанный в 2011 году экс-президентом Киргизии Аскаром Акаевым. Он предположил, что в середине XXI века численность населения уменьшится до уровня «ресурсной емкости Земли» – 5,2-5,4 млрд человек. Как отмечал сам Акаев, это удивительным образом совпадает с воззрениями социалиста-утописта начала XIX века Шарля Фурье, который считал, что количество населения нужно довести до предельного уровня в пять млрд.

Что же может стать причиной планетарного «апокалипсиса»? Если исключить конспирологические версии, то всё упирается в геополитику. Элиты нескольких богатейших стран – так называемого «золотого миллиарда» – не готовы отказаться от амбиций и текущего уровня потребления. Но у них всё меньше молодёжи, которую можно призвать на военную службу в случае конфликта. А вот страны «третьего мира», напротив, обретают военную и политическую мощь, чтобы побороться «за место под солнцем». При наличии у противников ядерного оружия велик риск того, что, достигнув пика, население Земли сократится внезапно и катастрофическим образом.