13/05/20
Фото: kremlin.ru

Президент на больничном: кто его должен заменять

Коронавирус, как бы с ним не боролись, смог добраться до ближайшего окружения президента России Владимира Путина. Вслед за премьер-министром Михаилом Мишустиным COVID-19 поразил и пресс-секретаря главы государства, Дмитрия Пескова. Об этом представитель Кремля сообщил 12 мая 2021 года.

Ранее сам Песков уверял журналистов, что президент регулярно проходит тестирование и беспокоиться о его здоровье не стоит. Однако, в свете новых обстоятельств, любопытно узнать, кто заменит главу государства, если ему вдруг придётся взять больничный.

Не больше, не меньше

Согласно статье 92 Конституции РФ, во всех случаях, когда президент оказывается не в состоянии осуществлять свои обязанности, временно исполнять их должен председатель правительства. Однако на сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда сам премьер-министр оказался нетрудоспособен. 30 апреля стало известно, что Михаил Мишустин заразился коронавирусом. В соответствии с предписаниями Роспотребнадзора он самоизолировался, предложив президенту в качестве врио своего первого заместителя, Андрея Белоусова. Указ о его назначении глава государства подписал в тот же день.

В настоящее время Мишустин идёт на поправку, медики отмечают положительную динамику, сообщил ТАСС 11 мая пресс-секретарь премьера Борис Беляков. По его словам, глава кабмина работает из больницы в удалённом режиме и поддерживает с коллегами постоянный контакт. Но когда он будет выписан, пока неизвестно.

Как быть, если председатель правительства не успеет выздороветь, а с гарантом что-либо случится, Основной закон не указывает. В нём не объясняется, кому перейдут обязанности президента, если и глава государства, и премьер одновременно окажутся временно недееспособны или если последний попросту не назначен. Не выпускал соответствующих толкований и Конституционный суд.

Попытка найти ответ

Некоторые эксперты считают, что имеющийся правовой пробел компенсирует статья 8 федерального конституционного закона «О правительстве», в соответствии с которой в случае отсутствия руководителя кабмина его полномочия переходят одному из заместителей. По их логике, если замена президента в экстренных ситуациях является одной из обязанностей председателя правительства, а вице-премьер, в свою очередь, должен при необходимости выполнять полномочия премьера, то и функции гаранта, оговорённые Конституцией, могут передаваться замглавы кабинета министров.

Но с правовой точки зрения такой переход является безосновательным, тем более что статья 34 закона «О правительстве» прямо оговаривает, что временно исполнять обязанности президента может только премьер-министр. И главное — лишь в случаях, предусмотренных Основным законом.

С юридической точки зрения не поможет найти ответ и негласно принятый в России порядок высших должностей, согласно которому следующим за президентом и премьером лицом является председатель Совета Федерации, а за ним – спикер Государственной Думы. Принятые на сегодняшний день в стране законы не предусматривают такого ранжирования, а значит, правомерность исполнения кем-то из законодателей обязанностей главы государства будет подвергаться сомнению.

При этом история России уже знает случаи, когда законодатели в своих трактовках выходили за пределы Конституции. В 1996 году Борис Ельцин перед операцией на сердце издал несколько указов о передаче его полномочий председателю правительства Виктору Черномырдину «в полном объёме». Хотя это противоречило Основному закону, который в таких случаях предписывает, что главе кабмина не переходит право распускать Госдуму, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

По сути, действия главы государства усилили правовую неопределённость. В то же время они стали важным прецедентом, который гипотетически можно использовать в будущем. Например, если при «двойной нетрудоспособности» президент примет специальный указ об исполняющем обязанности, в котором сам выберет временного преемника, то это уже не будет выглядеть чем-то из ряда вон выходящим.

Причины волнения

Вместе с тем, как показывает практика, даже болезнь для президента — совсем не повод отказаться, хоть и на время, выполнять свои обязанности.

За 20 лет у власти в СМИ неоднократно высказывались опасения по поводу здоровья Владимира Путина, но в большинстве своём они оказывались безосновательными. Лишь раз, в марте 2015 года, когда глава государства не появлялся на публике более десяти дней и отменил ряд важных встреч, казалось, что с ним случилось что-то серьёзное. Но и тогда до временной передачи полномочий не дошло, а коллапса в стране не случилось. Теперь же Владимир Путин как никогда готов к удалённому исполнению обязанностей: из-за коронавируса личные встречи с ним были сведены к минимуму, поездки — прекращены, практически все важные совещания уже более месяца проводятся по видеосвязи.

Впрочем, и оснований для беспокойства, пусть после того, как COVID-19 заболел Дмитрий Песков, всё ещё не так много. По словам пресс-секретаря, в последний раз он с глазу на глаз общался с президентом более месяца назад, в Кремле давно приняты превентивные меры и за здоровьем главы государства ежедневно следят.