Первые вытрезвители появились в Российской империи в начале XX века в Киеве, Саратове, Ярославле. Одним из лучших был вытрезвитель в Туле – городе мастеровых и оружейников. Он назывался «приют для опьяневших» и преследовал единственную цель – не дать загулявшему мастеру, уснувшему прямо на улице, замерзнуть насмерть. Пьяных подбирали фельдшер и кучер, специально для этого патрулировавшие улицы. В «приюте» забулдыгу укладывали спать, а когда проснется, кормили и отпаивали рассолом. Если с пьяницей был ребенок, его устраивали тут же, в специальной комнате. Для культурного досуга приходящих в себя постояльцев в «приюте» имелся граммофон. Эти меры имели результат: после организации «приюта» количество смертей на улицах от переохлаждения резко снизилось.
Вытрезвители в СССР, хоть и создавались, судя по названию («медицинский вытрезвитель») с той же целью — помощи опьяневшим гражданам, имели еще и воспитательные, и карательные функции.
«Как называется дом, где я спал? Трезвователь?»
Над этой фразой из фильма «Осенний марафон» в СССР очень смеялись все, поскольку не было в нашей стране ни одного человека, не слышавшего название печально известного «дома». Вытрезвителей не было только в Армении. По какой-то причине, вероятно, в силу национальных традиций, на улицах армянских городов пьяные не валялись никогда. В остальных регионах страны вытрезвители создавали из расчета один на 150 тысяч жителей.
Всех пьяных, доставленных в вытрезвитель, иногда по звонкам сердобольных граждан («заберите, замерзнет же!»), иногда по сигналам народных дружинников, фотографировали, раздевали до трусов, с легкостью преодолевая иной раз бурное сопротивление, составляли опись предметов, найденных в карманах, складывали одежду и все прочее в специальные мешки.
Во многих случаях, деньги, обнаруженные в карманах и иные ценные вещи, сотрудники вытрезвителя присваивали. Наутро пьяница все равно не смог бы ничего доказать, а зарплата у сотрудников учреждения была весьма скромной. Да и сама работа была тяжелой и неприятной. Пьяницы зачастую попадали в вытрезвитель в весьма непрезентабельном виде: грязные, дурно пахнущие и при этом агрессивные. С ними и не церемонились особо: могли не только обокрасть, но и избить.
Тем не менее после того как забулдыга был раздет, приступали к медицинским процедурам отрезвления.
Душ Шарко для алкоголиков
Для начала «пациенту» измеряли давление. Затем отправляли под душ. Как правило, холодный. Как уже было сказано, некоторых нужно было не просто протрезвить, но еще и отмыть хорошенько.
Иногда можно найти информацию о том, что в вытрезвителях применялся душ Шарко. Однако, обозначить так данную водную процедуру можно лишь с некоторой долей условности.
Душ Шарко, получивший свое название по имени придумавшего еще в XIX веке этот вид гидротерапии французского врача Жана-Мартена Шарко, широко применяется и по сей день при лечении заболеваний нервной системы, для нормализации артериального давления, при ревматизмах и остеохондрозах, и даже для борьбы с целлюлитом и лишним весом. Эта процедура проводится под наблюдением специалиста, который регулирует температуру воды (от 20 до 40 градусов), напор (вода сначала подается веером, затем тугой струей) и т.д.
В вытрезвителях «пациентов», как правило, попросту обдавали водой из шланга, не заботясь о температуре, интенсивности и прочих тонкостях. Как известно, холодный душ и в самом деле оказывает отрезвляющее действие.
Затем вымытого и присмиревшего «пациента» осматривал фельдшер на предмет травм и прочего. Иногда применялись инъекции из раствора витаминов и лекарственной смеси, в состав которой входила никотиновая кислота. Этот «коктейль» разработала в 1975 году группа медиков под руководством И. Стрельчука специально для применения в медвытрезвителях. Как можно прочесть в спецлитературе, такая инъекция в сочетании с промыванием желудка и другими мерами дает уже через час-полтора стойкий эффект вытрезвления.
После всех процедур пьяницу отправляли спать. Кровати полагались настоящие, с постельным бельем, но иной раз спали и просто на голых лавках.
«Разбудит утром не петух, прокукарекав, сержант поднимет, как человеков!»
В полном соответствии с песней Высоцкого, утром невольных постояльцев будили сотрудники учреждения, вручали одежду и прочее имущество, а также квитанцию на оплату «услуг». Сумма могла достигать 50 рублей – почти половина тогдашней средней зарплаты. Но этим неприятности не исчерпывались. О ночевке в вытрезвителе сообщали на работу, что влекло за собой многочисленные проблемы – от публичного «пропесочивания» на собрании до лишения премий.
Впрочем, иногда, в совершенно особых случаях, протрезвление завершалось не столь печально. Известно, что на кремлевских приемах, куда приглашали особо отличившихся передовиков производства и колхозников-ударников, некоторые из приглашенных, увидев на столе дорогой алкоголь, слишком увлекались. Таких охрана доставляла в специально отведенные помещения, где им оказывали, если было нужно помощь, и устраивали спать. «Отдых» в таком «кремлевском вытрезвителе» никакими неприятностями не заканчивался, и материальных проблем не навлекал.
Ввиду многочисленных злоупотреблений работников вытрезвителей и в русле общего движения к демократизации общества, в 2011 году вытрезвители в России были закрыты, и их функции были возложены на медицинские учреждения. Но уже очень скоро эта система показала свою неэффективность. Фельдшерам «Скорой помощи» подчас было не под силу справиться с буянящими пьяницами, да и больницы вовсе не приспособлены под прием таких проблемных пациентов. Поэтому уже с 2019 года медвытрезвители появились вновь.