Новый проект вооруженных сил США «Convergence», позволяющий на передовом уровне применять спутники и искусственный интеллект, может стать серьезным вызовом для геополитических оппонентов Вашингтона, в первую Москвы и Пекина.
Глазами спутника
Недавно в пустыне штата Аризона на испытательном полигоне Юма прошли учения сухопутных войск США в рамках проекта войн будущего. По данным издания Defense One, в ходе учений на полигоне были задействованы истребители, беспилотные летательные аппараты (БЛА), суперпушки, наземные роботы, а также спутники «для масштабной проверки будущих планов ведения войны».
Полигон Юма был выбран неслучайно. Его часто используют для экспериментальных учений из-за суровых климатических условий и жестких температур. В дни последних учений столбик термометра там поднимался до 48 градусов по Цельсию. По утверждению очевидцев, в аризонской пустыне было так жарко, что на взлетной полосе лопались шины самолетов. По словам бригадного генерала Росса Коффмана, военнослужащие могут быть уверены, что, если аризонская миссия окажется успешной, они ее осуществят практически в любой точке планеты.
На одном из этапов учений акцент делался на роботизированной технике и привязанных к ней дронах, которые отрабатывали алгоритмы бортовой системы распознавания целей с применением дополнительных средств. Одной из таких целей стал танк советской разработки Т-72. Компьютер робота, определив при помощи спутника, что расстояние до цели не позволяет своими силами ее поразить, передал координаты в тактическую сеть, тем самым вызвав огонь дальнобойной артиллерии.
Такой метод принято называть телеуправлением: главная его задача оградить военнослужащего от возможных угроз для жизни и здоровья. Машины-роботы уже давно используются саперами и разведгруппами, а теперь они находят все большее применение на полях гипотетических или реальных сражений.
Кроме роботов и дронов в учениях принимали участие истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35B, которые выступали в роли тактической цели, другими словами, использовались для наведения высокоточного оружия. Подключаясь к сетям, самолет мог как получать данные о целеуказании со спутников, так и отправлять их наземным стрелкам. Это довольно сложный алгоритм.
Специальные датчики на орбитальных спутниках собирают изображения имитируемого поля боя, после чего отправляют их системе искусственного интеллекта (ИИ) Prometheus, которая в свою очередь сканирует и объединяет эти изображения для обнаружения угроз и создания целевых данных. Далее по спутниковому каналу связи информация поступает на испытательный полигон Юма, откуда непосредственно переадресовывается истребителям. Система искусственного интеллекта F-35B и определяет наиболее подходящее оружие для поражение выявленной цели.
Одной из задач учений была проверка роботов на способность самостоятельно отслеживать цели и определять степень возникающих от них угроз, причем, все это должно было осуществляться без помощи человека, постоянно смотрящего в монитор. Впрочем, американское командование пока не склонно доверять компьютеру принятие окончательного решения по атаке на ту или иную цель. Эта функция все еще возложена на человека.
Следует отметить, что проект «Convergence» подразумевает использование спутников как военных, так и коммерческих. Среди них военные спутники, разработанные по программе Kestrel Eye («Глаз пустельги»), способные в режиме реального времени передавать высококачественное изображение на мобильные устройства принимающих участие в испытаниях солдат. Примечательно, что боевые подразделения армии США смогут получать изображения со спутника без необходимости запроса данных у штабов. В случае успешного тестирования возможностей Kestrel Eye Пентагон будет держать на орбите до 30 подобных спутников.
Не все так гладко
Несмотря на позитивные итоги учений на полигоне Юма, американские военные столкнулись и с рядом неудач. К примеру, их неоднократно подводила дальнобойная суперпушка, которая способна поражать цель в радиусе 70 километров. Проблема заключалась в снаряде XM1113, настроенном с помощью прибора точного наведения. Несколько раз боеголовка падала рядом с целью, но не взрывалась.
Не все ладно было с сетью, которая обеспечивала обмен данными между техникой. Так, в одном из маневров, в котором участвовали два беспилотника (один определял угрозу, второй нес боеприпасы) была передана команда сбросить скользящий боеприпас на цель. Однако потерянное сетевое соединение привело к промаху. Правда командование учений по этому поводу заявило, что они здесь не затем, чтобы упражняться в точности стрельбы, а чтобы отрабатывать взаимодействие с тактической сетью новых видов вооружения.
Уже по ходу учений специалисты Пентагона переписывали код и исправляли ошибки, чтобы, в частности, сгладить недочеты тестируемой программы и обеспечить бесперебойное подключение по сети от наземных средств к воздушным. В конце концов их старания увенчались успехом. Как рапортовали генералы, в ходе мероприятия было уничтожено несколько объектов противника, имитирующих в том числе и российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь».
По сообщению американских СМИ, от прорисовки архитектуры новой сети в Power Point до ее практического использования прошло менее 8 месяцев, поэтому разного рода недочеты и сбои были вполне предсказуемы. Тем не менее военные надеются, что благодаря тестовым испытаниям в ближайшей перспективе проект «Convergence» заработает в полную силу.
Взгляд в будущее
Во время испытаний на полигоне Юма были установлены внушающие американским генералам оптимизм рекорды. В частности, если раньше получение информации от космических датчиков и передача ее к наземным и воздушным тактическим целям занимала порядка 20 минут, то теперь на это уходит каких-то 20 секунд. Также значительно возросло количество обрабатываемых ИИ изображений. Мозг компьютера в считанные секунды способен справиться с 35 тысячами картинок.
Все это стало возможным благодаря новейшим алгоритмам искусственного интеллекта и датчикам космического базирования. Разработчики «Convergence» уверяют, что в процессе тестирования сеть постоянно обучается, то есть каждое полученное изображение делает алгоритмы сети «чуточку лучше». Создатели нового проекта отмечают, что ИИ ничем не отличается от человеческого разума: ему также, как и мозгу человека нужно множество повторений для закрепления и развития полученных навыков, разница лишь в том, что машина делает это в тысячи раз быстрее.
Если раньше, применяя низкоскоростные сети, американские военные на учениях часто сталкивались с потерей информации (из-за особенностей местности, технических неполадок или радиоэлектронного противодействия гипотетического противника), то сейчас такие потери будут сведены к минимуму. Кроме того, сейчас роботу не нужно постоянно и в режиме реального времени передавать видеопоток всего того, что он наблюдает. Воспользовавшись бортовым искусственным интеллектом, он может самостоятельно проанализировать сложившуюся обстановку и передать наиболее важные данные (количество машин противника, их местонахождение и характер действия) на командный пункт. Именно так, для американского командования по-прежнему важно, чтобы окончательное решение принимал сам человек, потому что даже самый совершенный ИИ не должен заменять людей в этом компоненте.
По словам генерала Майка Мюррея, возможно «Convergence» и не самая важная часть вооруженных сил США, но он в ближайшей перспективе станет неотъемлемой составляющей стратегии ведения войны. В Пентагоне уверены, что от того, каким в конечном итоге получится новый проект, будет зависеть способность Соединенных Штатов бросить вызов таким «изощренным противникам, как Россия и Китай».