В период Великой Отечественной войны немецкая пропаганда стремилась воспитать из своих солдат «арийских сверхчеловеков». Однако далеко не все дивизии, участвовавшие в боях на Восточном фронте, отличались стойкостью духа и высокой боеспособностью. В распоряжении немецкого командования были и такие части, присутствие которых не помогало, а, скорее, мешало завоеванию России.
Дивизия «Сфорцеска»
Военные историки сходятся во мнении, что войска союзников Германии, воевавшие вместе с немцами на просторах СССР, как правило, были заметно слабее вермахта. С особым основанием так можно сказать об итальянской 2-й горнострелковой дивизии «Сфорцеска». Дивизия «прославилась» своим трусливым поведением, за что ей даже дали нелестное прозвище «Тикай» (от украинского глагола «беги»).
По словам историка Ванцетти Сафронова, прозвище закрепилось после августовских боёв 1942 года на Дону, когда «Сфорцеска» не выдержала столкновения с советской 197-й СД. Форсировав Дон в ночь на 20 августа в районе Симовский – Крутовский, красноармейцы настолько мощно атаковали итальянцев, что 54-й и 53-й полки кинулись бежать, не разбирая дороги. В течение того же дня русским удалось расколоть «Сфорцеску» на две части, так что на помощь горнострелкам итальянские генералы стянули армейские резервы. 26 августа дивизию на этом участке фронта и вовсе заменили немцами.
Некоторые батальоны «Сфорцески» после боестолкновений приходилось перевооружать – они бросали ружья, чтобы было легче бежать. У 2-й горнострелковой дивизии была настолько дурная репутация, что другие итальянцы перестали отдавать честь её офицерам и отвечать на их приветствия.
14-декабря 1942 года «Сфорцеска» была разгромлена в ходе советской операции «Малый Сатурн». В марте 1943 года дивизию вернули в Италию, а на следующий месяц расформировали.
Словацкие дивизии
Особое прозвище было и у 1-й словацкой пехотной дивизии – немцы называли её «Дивизия – быстро домой». Словаки упорно не хотели воевать за интересы Третьего Рейха. К февралю 1943 года не меньше 4600 солдат и офицеров из Словакии добровольно перешли на сторону Красной Армии. В последующем эта тенденция только усилилась. Дивизию держали в резерве и отправляли в бой только в самых крайних случаях. В районе Мелитополя 29-30 октября 1943 года ее выставили против 4-го гвардейского казачьего корпуса. Воспользовавшись ситуацией, на сторону СССР перешло 2600 словаков с вооружением и техникой – тем самым открыв казакам путь к Перекопу.
Не лучше, с точки зрения немцев, вела себя и 2-я словацкая дивизия. Вместо того чтобы бороться с партизанами в Белоруссии, многие словаки сами уходили в партизаны.
В общей сложности на советскую сторону перешло 27 тысяч словаков. В августе 1944 года в связи с началом Словацкого национального восстания дивизии были расценены как «ненадёжные», и немцы разоружили их в районе городка Медзилаборце.
Стоит добавить, что подобное поведение было связано не с трусостью словаков, а с их симпатиями к славянскому населению Советского Союза. Большинство словаков-перебежчиков вошло в состав сформированного в СССР Чехословацкого армейского корпуса под командованием генерала Людвика Свободы.
«Проклятая дивизия»
Из собственно немецких дивизий стоит упомянуть 253-ю Рейнско-вестфальскую пехотную дивизию, которая в некоторых сетевых источниках названа «проклятой дивизией». Столь резкая оценка, вероятно, объясняется тем, что именно эта дивизия стала объектом исследования историка Кристофа Расса в книге «Человеческий материал. Немецкие солдаты на Восточном фронте». Впрочем, по основным показателям данное воинское соединение действительно было далеко не образцовым.
Дивизию сформировали в 1939 году в VI военном округе (административные округа Рейнланд и Вестфалия). В 1940 году она воевала в Бельгии, затем во Франции. В 1941 году дивизию отправили на территорию СССР, но серьёзных задач ей поначалу не доверяли – большая часть бойцов прочёсывала местности Литвы и Латвии в поисках отставших от своих частей красноармейцев. В дальнейшем 253-я дивизия была задействована во многих операциях. Особых побед за ней не числится, зато соединение неоднократно оказывалось на грани полного уничтожения. 8-10 мая 1945 рейнландцы капитулировали перед Красной Армией в Богемии.
Дивизия не могла похвастаться дисциплиной. С 1939 по 1945 годы военные следователи возбудили против её солдат 2121 уголовное дело, в которых фигурировали 2413 человек (16% личного состава). В 42 случаях суды вынесли смертные приговоры. Особенно распространены были самовольные отлучки и кражи военного имущества. Бойцы частенько переходили на сторону Красной Армии. Отмечено 50 случаев дезертирства и 283 случая самовольных отлучек, а также 73 случая членовредительства. 34 солдата и офицера покончили жизни самоубийством, ещё в восьми случаях аналогичные попытки не удались.
Моральная и военная слабость 253-й дивизии имела объективные причины. Со времён Ноябрьской революции до 1935 года в Германии отсутствовала всеобщая воинская повинность, поэтому в соединение попало большое количество запасников, которые никогда не нюхали пороха.