05/07/23

«Простоволосая женщина»: почему русские так боялись её встретить

Отношение к волосам в целом и к женским в частности было сложным у большинства народов, особенно у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, и это отношение сохраняется и по сей день.

Наши предки не были исключением. Если девушка могла ходить с распущенной косой, то замужней женщине полагалось скрывать волосы под сложными головными уборами. Потеря такого убора могла означать утрату женской чести. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова" героиня Алена Дмитриевна описывается как "простоволосая, с расплетенными русыми косами, покрытыми снегом-инеем...". Злодей Киребеевич не только обнимал и целовал чужую жену при посторонних, но и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление могло быть устранено только через дуэль.

Причина такого отношения к волосам женщин, вероятно, кроется в древних языческих представлениях о магической силе волос. Женские волосы считались защитой, поэтому воины брали с собой локоны своих любимых и вплетали их в тетиву лука перед сражением. Волосы также использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или причинить вред. Кроме того, волосы являлись важным атрибутом женской красоты. В замужестве женщина скрывала свои волосы, передавая их красоту и магическую силу только своему мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две новые косы, которые укладывались в корону, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Лишить женщину этих атрибутов, "опростоволосить" ее, было смертельным оскорблением.

Однако женщина могла быть простоволосой по собственному желанию, открывая свою голову сама. Это происходило, если речь не шла о мытье в бане, только в одном случае: когда женщина намеревалась колдовать.

Русский и славянский фольклор знает много женских персонажей, таких как русалки, кикиморы, ведьмы и виллы у южных славян. Все эти существа, независимо от своей внешности, будь то красота русалок и вилл или ужас ведьм и кикимор, имеют одну общую черту - они простоволосы. Распущенные по плечам красивые волосы русалок и запутанные косы кикимор указывают на их волшебную и опасную для людей природу.

В. И. Даль в своей книге "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" описывает русалку и ведьму, отмечая, что у них обеих волосы всегда распущены. Деревенская женщина, даже если она не считается ведьмой, но намеревается провести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, выполняет все магические действия (например, сбор трав) тайно - ночью или рано утром, и всегда с распущенными волосами.

Фольклорист И. П. Сахаров в книге "Сказания русского народа" описывает ритуал опахивания, который проводился для защиты деревни от лихорадки или "коровьей смерти". Женщины и девушки участвовали в этом магическом обряде. Они выходили за пределы деревни в одних рубашках, а иногда и совсем голые, и все они были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам было строго запрещено видеть этот ритуал. Если кто-то попадался на пути процессии - будь то человек, животное или женщины, находящиеся в исступлении, могли нанести ему смертельные травмы.

Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми женщинами, особенно в уединенных местах и в сумерках. Такой облик означал, что женщина - ведьма и намеревалась колдовать. Если она попадалась на глаза - несчастья неизбежны!