До сих пор среди многих россиян бытует мнение, что коронавирусная инфекция, о которой так много говорят все средства массой информации, на самом деле не существует и максимум, в страну завезли «какой-то грипп». Почему же некоторые люди предпочитают выстраивать психологический барьер и отказываются верить в возможную опасность?
Заявления «с трибун»
С самого начала возникновения пандемии COVID-19 в медиа-пространстве той или иной страны появлялись люди, которые отрицали наличие страшных последствий очередного «гриппа», призывая соотечественников не относиться серьезно к новому «модному» заболеванию. Так, например, иранский журналист Хамед Джалали Кашане, все начало февраля утверждал, что никакого коронавируса не существует и все эти рассказы о заболевании — намеренное запугивание граждан правительственными структурами, чтобы повлиять на предстоящие выборы. 21 февраля Кашане написал на своей странице в социальной сети, что у него поднялась температура, и он готов объявить, что заразился коронавирусом, ведь «...можно было бы посмеяться и хайпануть...» А 28 февраля мужчина, не имевший никаких хронических заболеваний, скончался от последствий COVID-19.
Депутат Верховной рады Украины Сергей Шахов, отметивший вместе с женой праздник 8 марта в Париже, по возвращении, с трибуны парламента заявил: «...Насколько мы видим, коронавируса никакого нет, а есть коронавирус в головах у чиновников...» А 18 марта стало известно, что у политика и членов его семьи положительный тест на COVID-19. В Раде началась паника, одиозный депутат с того момента больше не выходит на связь и о состоянии его здоровья до сих пор ничего не известно. Почему люди отрицают существование пандемии коронавирусной инфекции даже после того, как 11 марта 2020 года ее объявила Всемирная организация здравоохранения?
Недостаток знаний
Пандемия COVID-19 заставила жителей европейских и российских городов отправиться на карантин и в самоизоляцию. Изменилась привычная жизнь; большинству населения не то, что гулять, ходить на работу нельзя и даже обычное посещение магазинов, как заявляют власти, теперь сопряжено с риском заражения. У очень многих людей такое кардинальное изменение устоявшегося быта вызывает шок и отрицание существования опасности.
Психологи Центра урегулирования социальных конфликтов, Москва, считают, что это возникает из-за недостатка знаний. Люди неспособны воспринимать новую реальность, потому что не видят ее последствий своими глазами и придумывают причины, для чего им ее «навязывают». Отечественные психологи рассказывают, что таких оснований подобные граждане называют несколько, но суть их сводится к двум составляющим: «есть болезни опаснее, и этой нечего бояться» и «теория заговора, я считаю, что мной пытаются манипулировать». И одна и другая версии разбиваются, если задаться целью не просто взглянуть на поверхность проблемы, а попытаться разобраться в них детально.
Коронавирус и другие инфекции
Действительно, в мире существует множество инфекций смертоноснее, чем COVID-19, например геморрагическая лихорадка Эбола или СПИД. Но биологическую степень распространения у них невозможно сравнивать. Вирус Эболы и иммунодефицита человека передается только с помощью прямого контакта жидкостей организма, например, таких как кровь зараженных людей или других животных. В то время как коронавирус SARS-CoV-2 распространяется воздушно-капельным путем через вдыхание мелких частиц, распыленных в воздухе в процессе кашля или чихания.
Согласно данным специалистов ВОЗ, капли с вирусом могут разлетаться на поверхности и предметы до 4 метров от источника заражения, и инфицировать дотронувшегося до них человека через последующие его касания глаз, носа или рта. При этом вирус остается жизнеспособным в течение нескольких часов, а на поверхностях разных предметов он может сохраняться до 2 — 3 дней. При официальной цифре плотности населения в столице России — Москве — 4 880 человек на кв. км, или Санкт-Петербурга – 3 764 жителей на такую же площадь, получается, что один заболевший COVID-19 автоматически инфицирует, как минимум, 48 или 37 человек в Москве и Петербурге соответственно, но при условии отсутствия в городах карантина и самоизоляции.
«Теории заговора»
Большое количество россиян и сегодня считают, что объявление пандемии, это – масштабная «теория заговора». Член-корреспондент РАН, заместитель директора по науке НИИ вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Николай Филатов объясняет, что действительно, напуганный человек легче отдает деньги за дорогостоящее лечение и становится более управляемым властями. Люди это прекрасно понимают, но, не видя перед собой реальной картины распространения и течения заболевания, приходят к выводу, что происходящее в мире — не что иное как следствие заговора фармацевтических компаний, которые вот-вот начнут выкачивать деньги за фальшивые лекарства и вакцины, либо это работа государственных структур, которые устанавливают тотальный контроль, чтобы нивелировать протестные настроения населения.
К этим версиям можно относиться как угодно и даже находить для себя какие-то доказательства. Но реальность состоит в том, что и владельцы фармацевтических холдингов, и мировые политические лидеры точно также же уязвимы перед заражением коронавирусом, как и их простые соотечественники. Ни власть, ни деньги сегодня никого не могут оградить от заболевания COVID-19, только изоляция. Другой вопрос, как долго в ней придется жить?