Фраза «Пусть земля тебе будет пухом» в русской народной традиции аналогична пожеланию «Царствия Небесного». Хотя на самом деле ставить между этими фразеологизмами знак равенства неправильно. Ведь их исконный смысл серьезно разнится.
Древнее проклятие
Одним из первых выражение «Sit tibi terra levis» («Пусть земля тебе будет пухом») встречается у древнеримского поэта Марка Валерия Марциала. Причем, в весьма нестандартном контексте: «Пусть земля тебе будет пухом, и мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости». Филологи считают, что данное выражение — древнее проклятие, которое могли произносить над телом врага или неуважаемого человека, недостойного даже нормального захоронения.
Языческое благословение
Позже фраза обрела несколько иной смысл — из проклятия превратилась в своеобразное благословение. Язычники, верившие в то, что после смерти человек продолжает испытывать все те же чувства, что и при жизни, желали усопшему мягкой земли, дабы она не давила на тело и не причиняла дискомфорта.
Фраза «Sit tibi terra levis» или ее сокращение S.T.T.L. часто встречается на древнеримских надгробиях. не менее распространены и ее различные вариации: T.L.S. — «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S.E.T.L. — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). Все они, по сути, являются аналогом широко используемой сейчас на Западе эпитафии — R.I.P. (Rest In Peace), то есть «Покойся с миром».
Последнее напутствие
Кстати, пожелание земли — пухом было широко распространено именно в языческом Риме, а вот в христианской традиции уже практически не встречается. Ведь согласно Библии, после смерти душа не соседствует с телом. Поэтому ей и принято желать Царствия Небесного. Есть даже специальные рекомендации, кого и как напутствовать в последний путь.
Так язычнику вполне допустимо сказать — Пусть земля тебе будет пухом.
А вот православному (или христианину — в целом) лучше желать именно Царствия Небесного.
Что касается атеиста, то, провожая его в последний путь, не рекомендуется произносить религиозные речи. Лучше просто сказать: «Ты навсегда останешься в наших сердцах».