Подвиги, совершенные в годы войны, требовали наград. Одними из самых распространенных орденов стали ордена Славы. Полные кавалеры (2 671 человек) приравнивались к Героям Советского Союза. Один из таких орденоносцев, Пётр Васильевич Столбун, был не только по достоинству оценен военным командованием страны в лихолетье, но и жестоко наказан в мирные годы.
В Кратком библиографическом словаре «Кавалеры ордена Славы тех степеней» написано, что орденами Славы награждаются бойцы рядового и сержантского звания за бесстрашие, храбрость и мужество.
Наиболее полная информация о жизни Столбуна приводится на сайте «Герои войны», дополненная его внуком, Владимиром.
Жизнь до наград
Пётр Столбун происходил из семьи украинских казаков и русинов, проживавших в селе Великие Гуляки Киевской губернии. После службы в армии прошел путь от старшего повара до инспектора Народного комиссариата внутренних дел Чердынского района (Пермский край). До войны работал и проживал в г. Соликамске.
Очередь на призыв в РККА дошла до Столбуна в конце лета 1941 г. Он успел повоевать в составе Южного и Юго-Западного, Белорусского и 1-го Украинского фронтов. В 1943/44 гг. был курсантом Челябинского танкового училища. После его окончания в феврале 1944 г. снова рвался на фронт. Молодой сержант был определен в 374-1 гвардейский тяжелый самоходный артиллерийский Остропольский Краснознамённый полк. В нем воевал до конца войны. За два месяца на передовой успел побывать наводчиком и командиром самоходного орудия «ИСУ-152».
Первая награда
Наступательная Проскуровско-Черновицкая операция стала очередным этапом в военной жизни сержанта Петра Столбуна. В марте-апреле, командуя экипажем, он вел интенсивный огонь по немецким позициям. Отражая атаку около деревни Черемхув Ивано-Франковской области, сумел уничтожить три немецких танка и обратил в бегство батальон пехоты, шедший под прикрытием тяжелой техники.
За героизм и стойкость 25.05.1944 г. старший сержант получил свой первый орден Славы III степени.
Вторая награда
Наступательная Львовско-Сандомирская операция в июле 1944 г. требовала значительного напряжения от личного состава армии. Экипаж Столбуна принимал участие в поддержке частей 29 гмб. За две недели боев (14.07-2.08.1944 г.) орудие, которым командовал старшина, уничтожило значительное количество вражеских сил. В «послужном списке» – 130 единиц личного состава противника, три огневые точки, два «Тигра» и подавленный огонь фашистской батареи минометов.
В ходе одного из боев, не задумываясь о смерти под постоянным огнем, Петр сумел, продолжая бой, вернуть в строй поврежденную машину. За это 13.08.1944 г. Столбун был удостоен ордена Славы II степени.
Третья награда
САУ Столбуна поддерживала огнем отряды штурмовиков 160 сд во время наступательной Висло-Одерской операции. Петр Васильевич отличился и здесь. Точный огонь уничтожил три танка, восемь бронетранспортеров и 12 орудий, один танк вывел из строя. Подавив три минометные батареи, он смог истребить более 150 фашистов.
Такая храбрость и героическое выполнение задач, поставленных армейским командованием в ходе боев, заслуживали награды – орден Славы I степени был вручен гвардии сержанту 10.04.1945 г.
Так Пётр Столбун стал обладателем всех трех степеней ордена Славы.
Жизнь на гражданке
После войны Пётр Васильевич Столбун вступил в ряды ВКП (б) (1945 г.) и демобилизовался из армии (1946 г.). Вернувшись по месту жительства (г. Чердынь), нашел себе работу на перевалочной базе судоверфи. В ходе одной из проверок в 1951 г. на базе обнаружилась значительная недостача. Будучи заведующим, он нес материальную ответственность за доверенное ему государственное имущество, поэтому автоматически попал под суд.
Пётр Столбун вины за собой не признавал, но пропажу государственного имущества объяснить не мог. Летом 1952 года на основании закона об уголовной ответственности за расхищение имущества суд приговорил полного кавалера ордена Славы к лишению свободы на 12 лет. Также суд ходатайствовал о лишении и изъятии у осужденного всех наград.
Спустя полгода, 26 декабря 1952 года, Столбун лишился заслуженных в ходе войны наград. Судя по всему, освобожден был досрочно. Последние несколько лет жизни провел в Киеве. Умер 21 октября 1964 года.