04/01/26
ФОТО: Василий Ходарев

«Рабочий и Колхозница»: как памятник должен был выглядеть изначально

Монументальная композиция «Рабочий и Колхозница» обрела свой окончательный вид не сразу. Курировавшие проект представители власти внимательно следили за творческим процессом скульптора Веры Мухиной, внося коррективы, чтобы памятник в полной мере соответствовал высоким требованиям эпохи.
Такое пристальное внимание было обусловлено особой миссией скульптуры: ей предстояло увенчать советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, олицетворяя мощь и устремлённость молодого социалистического государства.

Идея скульптурного завершения принадлежала архитектору павильона Борису Иофану. По его замыслу, динамичное, устремлённое ввысь здание венчала бы парная фигура, символизирующая союз рабочего класса и крестьянства. В основу концепции, как считается, легли античные образы: энергия и стремительность Ники Самофракийской и классическая гармония парной скульптуры Тираноборцев.

Заменив античных героев на современных пролетариев и вложив им в руки главные символы государства — серп и молот, Иофан предложил нескольким скульпторам воплотить этот замысел. В результате всесоюзного конкурса победу одержал проект Веры Мухиной.

«Нагие герои»

Мухина придала фигурам не статичную торжественность, а мощный, всесокрушающий порыв. Фигуры были изображены в стремительном движении вперёд и вверх. Следуя античной традиции, скульптор изначально создала фигуры обнажёнными, используя развевающийся шарф в качестве драпировки. Этот шарф был не только художественным, но и важным техническим элементом, придававшим композиции устойчивость и завершённую силуэтную линию.

Однако приёмная комиссия во главе с Вячеславом Молотовым раскритиковала идею «нагих героев», представляющих страну. Мухине было настоятельно рекомендовано «одеть» скульптуры. В результате фигуры обрели нейтральные, но узнаваемые одежды — комбинезон и сарафан, оставившие торс и ноги максимально открытыми. Дискуссии вызвал и шарф. На замечание Молотова: «Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!» — Мухина ответила, что эта деталь гардероба необходима для равновесия. Забавно, что она имела в виду, прежде всего, эстетический аспект. Однако Вячеслав Михайлович воспринял эту информацию буквально и снисходительно сказал: «Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос».

Технология и транспортировка

Гигантский 23,5-метровый монумент весом 75 тонн был новаторским инженерным сооружением. Его собрали из тысяч листов нержавеющей стали, сваренных воедино на стальном каркасе. Для перевозки в Париж скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. Легенда гласит, что в Польше огромные ящики не прошли сквозь тоннель, однако, согласно документам, проблема заключалась в несоответствии железнодорожных габаритов, что потребовало трудоёмкой перегрузки.

В Париже сборка на 34-метровом постаменте заняла 11 дней. Отполированная сталь сияла на солнце, меняя оттенок от розового на рассвете до золотого на закате. Скульптура произвела фурор. Парижская пресса восторгалась её масштабом и динамикой, а среди публики, по воспоминаниям современников, даже звучали предложения оставить шедевр во Франции.

На «пеньке»

После выставки скульптура вернулась в Москву. В 1939 году её установили на временный постамент у Северного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ). Низкий постамент, который Мухина с горечью называла «пеньком», искажал первоначальный замысел динамичного взлёта. Скульптор долго боролась за перенос монумента на более подходящее место, например, на стрелку Москвы-реки, но безуспешно.

В 1947 году силуэт «Рабочего и колхозницы» стал эмблемой киностудии «Мосфильм». Новая глава в истории памятника началась в 2009 году, после масштабной шестилетней реконструкции. Скульптуру укрепили, очистили и установили на специально построенный павильон-постамент высотой 34,5 метра (аналогичный парижскому), воссозданный по проекту Бориса Иофана. Теперь в его основании располагается музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», где можно подробно ознакомиться с удивительной историей этого символа эпохи.