10/09/22

Раиса Горбачева: как её предки стали «врагами народа»

Многие факты из биографии Раисы Горбачей обрастали домыслами и сплетнями – уж очень хотелось «желтой прессе» порадовать публику сенсацией. И после того, как жизнь самой Раисы Максимовны была «изучена» вдоль и поперек, перешли к «скелетам в шкафах», мало-помалу добравшись до дедов.

Уголовное прошлое Андрея Филипповича

Дед Раисы Максимовны по отцовской линии долгое время трудился в колхозе, но перебрался из деревни в Чернигов. Как воспоминала сама Раиса Горбачева в автобиографической книге «Я надеюсь»: дед бросил землю, потому что не мог с нее прокормить семью. В поисках работы устроился на железную дорогу. В партию не вступил и вообще, похоже, держался подальше от политики.

И никакой сенсации из биографии Андрея Филипповича Титаренко не получилось  бы, если б не одно «но». Как пишет в книге «Тайны горбачевской перестройки», известный публицист Владислав Швед, в 30-е годы Андрей Филиппович четыре года провел в тюрьме, куда попал по ложному обвинению. Кто был доносчиком и какими мотивами руководствовался, обвиняя деда Раисы Максимовны в преступлении, – неизвестно. Биографы и журналисты дальше «копать» не стали. Понятно лишь, что ложный донос не касался антисоветской деятельности, ведь в противном случае Андрея Филипповича, вероятнее всего, расстреляли бы, а не посадили на столь короткий срок.

«Троцкист» и «враг народа» Петр Степанович

Судьба деда Раисы Максимовны по материнской линии оказалась более трагической, а потому привлекла больше внимание и была подробнее подана публике. По воспоминаниям Людмилы, младшей сестры Раисы Максимовны, дед с семьей усердно обрабатывал землю, которую Ленин «раздал» крестьянам, считался в деревне трудолюбивым, рачительным и зажиточным хозяином. Но в начале 30-х семью деда раскулачили, лишили и дома, и земли, вынудив жить временными подработками. А в 1937 году Петра Степановича Параду арестовали, обвинили в троцкизме и 20 августа расстреляли.

В книге Николая Зеньковича «Михаил Горбачев. Жизнь до Кремля» приводятся протоколы допросов Петра Парады. Сначала он, будучи в колхозе, якобы занимался контрреволюционной агитацией против Советской власти и критиковал все мероприятия, которые она проводила. Обвиняли Петра Степановича и в том, что он пытался «разлагать» трудовую дисциплину колхозников. После исключения из колхоза, рабочий Парада, по мнению следователей, продолжал «систематически агитировать» коллег против стахановского движения.

Сам обвиняемый заявил, что никакой контрреволюционной агитацией не занимался, против Советской власти и коллективизации никогда не выступал, а потому виновным себя не признает. Что же касается обвинений в троцкизме, то, по словам его дочери, матери Раисы Максимовны, Петр Степанович имел весьма смутное представление о том, кто такой Троцкий, не говоря уж о том, чтобы разобраться в замысле «большого заговора». Прокурор согласился с обвинительным заключением по делу крестьянина Парады и по решению «тройки» Петра Степановича расстреляли. Его супруга, бабушка Раисы Максимовны, вскоре умерла от голода – никто из односельчан не захотел помочь жене антисоветчика и «врага народа».