Ясско-Кишинёвская операция удивительно похожа на Сталинградскую. Хотя, в отличие от других, её никогда не называли третьим, четвёртым или ещё каким-то по счёту «Сталинградом». Советские историки почему-то подобные обозначения давали сражениям, не совсем удачным, о которых было что умалчивать.
А вот разгром группы армий «Южная Украина» в августе 1944 года был победой без всяких оговорок.
На защите румынской нефти
Если рассматривать ситуацию весны-лета 1944 года, то оставлять целую группу армий на крайнем южном фланге Восточного фронта было не совсем разумно. Советские войска громили вермахт в Белоруссии и Прибалтике. Чтобы остановить наступление Красной Армии, развивавшееся с неуклонностью парового катка, немцам катастрофически не хватало войск.
Гитлер требовал защищать Румынию, и не только потому, что она была верным союзником Третьего Рейха, но и из-за её нефтяных месторождений. И, при взгляде из Берлина, шансы на успех были. Река Днестр представляла собой удобный естественный рубеж обороны, который у немцев было время укрепить.
Особый оптимизм внушало и то, что одно наступление Красной Армии уже удалось успешно отразить. Советские историки об этом не писали, но в апреле-мае 1944 года два Украинских фронта уже проводили аналогичную наступательную операцию, которая закончилась лишь огромными потерями Красной Армии.
Правда, события на остальных участках фронта привели к тому, что 12 дивизий были передислоцированы в иные места, и это существенно ослабило немецкую оборону.
Расположение войск невольно вызывало воспоминания о Сталинградской битве. Оборону в центре, на кишинёвском направлении занимала заново созданная 6-я армия. На её флангах оборону держали 3-я и 4-я румынская армии. Далее, как и под Сталинградом находилось 8-я армия. Правда там она была итальянская, а здесь немецкая, но реально большая часть её соединений была румынской.
Всего в группе армий «Южная Украина» было 23 немецких, 20 румынских и 1 словацкая дивизия, 4 румынских бригады и несколько боевых групп различного состава. Самой сильной по составу была 6-я армия, имевшая 13 немецких и 1 румынскую пехотные дивизии.
Подвижных резервов почти не было: немецкая танковая и моторизованная, румынская танковая и кавалерийская дивизии. В немецкой танковой дивизии было 80 танков, в румынской 70 танков и самоходных установок, в девяти бригадах штурмовых орудий и пехотных дивизиях имелось 283 штурмовых орудия. Немецкие пехотные дивизии имели по 3000-3500 «штыков», румынские были больше (до 4500 «штыков»), но их боеспособность была значительно ниже.
Сухопутные войска могли поддержать к началу наступление 232 немецких самолёта, румынская авиации теоретически имела до 300 машин, но и качество самолётов, и уровень подготовки пилотов были ниже.
Ясско-Кишинёвская операция
Операцию по разгрому немецких войск планировали как классическое окружение, чему способствовала их дислокация. 3-й Украинский фронт генерала Толбухина наносил удар на южном фланге по позициям 3-й румынской армии, а 2-й Украинский генерала Малиновского основной удар наносил по 4-й румынской армии. 8-я же армия находилась северо-западнее и её сковывали боями.
Войска обоих фронтов были летом сильно ослаблены. Забрали 8-ю гвардейскую, 2-ю и 5-ю танковые армии, кавалерийский корпус Плиева. Но для проведения операции было создано подавляющее преимущество над противником. Для наступления были сосредоточены 91 стрелковая и 3 кавалерийских дивизии. Согласно отчетным документам фронтов, перед началом операции большинство стрелковых дивизий имели численность около 7000 человек, некоторые более 9000, и лишь немногие около 6000. Кавалерийские дивизии имели 5700-5900 человек.
На 2-м Украинском фронте к началу наступления было исправно 814 танков и 242 САУ. Для развития успеха фронт имел 6-ю танковую армию (327 танков и 77 САУ) и конно-механизированную группу (219 танков и 34 САУ), и оставалось ещё достаточно машин, чтобы на главных участках создать плотность 46-48 танков на километр фронта. 3-й Украинский фронт имел 487 танков и 204 САУ.
Артиллерийскую поддержку обеспечивали 9262 полевых орудия калибром выше 76 мм и 1175 установок реактивной артиллерии.
Сухопутные войска поддерживали 17-я и 5-я воздушные армии, в которых имелось к началу наступления соответственно 767 и 851 исправный боевой самолёт, не считая лёгких ночных бомбардировщиков (120 и 74 самолёта). С учетом авиации Черноморского флота имелось около 2000 самолётов.
Конечно, это было несравнимо с операцией «Багратион», но обеспечивало подавляющее преимущество в силе и средствах на всех направлениях.
Наступление
Советские войска перешли в наступление 20-го августа после мощной артиллерийской подготовки, в результате которой первая линия обороны была практически подавлена.
Уже в первый день оборона была прорвана на нескольких участках, занимаемых румынскими войсками. В первые два дня прорыв был расширен, и были введены подвижные силы фронтов: танковая армия и конно-механизированная группа 2-го Украинского, и два механизированных корпуса на 3-м Украинском.
Немцы пытались контратаковать, но для этого у них просто не было сил. Единственная их танковая дивизия в ходе боёв лишилась всех танков. 22-го августа немецкие войска начали отходить к реке Прут, но было уже поздно. 24-го войска двух фронтов встретились на реке Прут и захватили переправы. Отступать 6-й немецкой армии стало некуда, уместно было вспоминать про Сталинград.
Но ситуация оказалась ещё хуже, потому что Румыния вышла из войны, а 25-го августа объявила войну Германии. Немецким дивизиям просто некуда было прорываться из «котла», избежавшие окружения части вермахта в Румынии, спешно покидали страну. Оказавшимся в окружении между Днестром и Прутом остаткам 18 немецких дивизий не оставалось никаких шансов. Из окружения будут до конца сентября пробивались лишь отдельные группы, выйти к своим смогло не более 10 тысяч человек.
Итоги
Советские потери в этой операции, в сравнении с другими, были невелики. Согласно данным справочника «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооружённых сил» под редакцией Г.Ф. Кривошеева, в ходе Ясско-Кишинёвской операции советские войска потеряли 67 130 человек, из них 13 197 составили потери безвозвратные.
В «Донесении о потерях личного состава в войсках 2 УкрФ с 20 августа по 31 августа 1944 г.» указано, что потери составили 39 985 человек, из них 7 223 убито, пропало без вести или попало в плен. По «Докладам о боевых действиях БТ и МВ» обоих фронтов потери составили 154 танка и САУ на 3-м Украинском и 214 на 2-м Украинском.
По советским данным вермахт потерял около 135 000 человек убитыми и ранеными, а 208 600 человек попало в плен. Насколько эти данные точны можно спорить, но в данном случае это не важно. Главное, что противостоящие немецкие войска были в ходе наступления полностью разгромлены, а Румыния вышла из войны и Гитлер лишился нефти.
Красная Армия одержала важную и неоспоримую победу, тогда как для вермахта это оказалось одной из самых страшных катастроф.