С началом Холодной войны многие западные политики полагали, что Советский Союз можно победить чисто военным путём. Так появились планы «молниеносных» ядерных атак «Тоталити», «Дропшот» и другие. В отличие от них, операция «Лиотэ», разработанная спецслужбами Великобритании, носила перманентный характер. Поддерживая оппозицию и подкупая чиновников, западная разведка рассчитывала разложить общество и государственный аппарат социалистических стран изнутри.
Свидетельства об операции
Источников информации об операции «Лиотэ» не очень много. Согласно данным, которые приводит чешский историк Петр Кайтамль, в 1966 году министр иностранных дел Чехословакии Йозеф Кудрна получил письмо от и. о. председателя КГБ Николая Захарова. Главный русский чекист послал чехам фотокопии секретных документов, свидетельствующих о подрывной деятельности британской Secret Intelligence Service.
«Поступающие в КГБ при СМ СССР данные, в том числе из разведорганов социалистических стран, свидетельствуют о том, что противник, прежде всего Соединенные Штаты и их ближайшие союзники, заметно наращивают усилия в направлении подрыва и сплоченности стран социалистического содружества. Возрастающие масштабы этой деятельности противника дают основания полагать, что она осуществляется в рамках специально разработанной широкой операции, предусматривающей также применение средств дезинформации, инспирации и компрометации», — отмечал Захаров.
Британская операция называлась «Лиотэ» - в честь французского генерала Луи-Юбера Лиотэ, умершего еще в 1934 году. С именем генерала была связана поучительная история. Однажды в Африке Лиотэ гулял пешком и при этом сильно изнемог от жары. Военачальник тут же распорядился высадить вдоль дороги деревья.
Когда подчинённые возразили, что деревья вырастут лишь через 50 лет, Лиотэ заявил, что именно поэтому к работе нужно приступать немедленно. Неизвестно, на какие сроки рассчитывали авторы операции, но, как известно, с 1966 по 1991 год прошло не 50 лет, а вдвое меньше. Впрочем, по другим данным, реализация плана «Лиотэ» началась еще в 1953 году.
Подрывная деятельность в соцстранах
По словам автора книги «100 великих операций спецслужб» полковника КГБ Игоря Дамаскина, в рамках операции «Лиотэ» агенты SIS стремились выявить и использовать в своих целях «трудности и уязвимые места внутри стран советского блока». Конкретные направления работы были связаны с разжиганием межнациональной вражды, поддержкой сепаратистов, пропагандой нигилизма в обществе. Западные агенты стремились сделать так, чтобы жители СССР сами смеялись над понятием «советского патриотизма». Диссидентам предоставлялись деньги и типографское оборудование для печати антисоветской пропаганды. Попутно спецслужбы стремились заполучить своих «агентов влияния» в различных эшелонах власти Советского Союза. На Украине, например, они сделали ставку на «затаившихся» бандеровцев, вступавших в коммунистическую партию, чтобы контролировать местные комитеты.
«Лесть, сначала мелкая, затем безудержная; подарки, вначале мелкие, затем очень дорогие; огромные гонорары за еще ненаписанные произведения; содействие в подготовке мемуаров путем предоставления «советников», обработчиков и переводчиков определенного толка; издание и реклама этих мемуаров на Западе, опять же с выплатой огромных, несопоставимых с советскими и российскими, гонораров», — так описывает Дамаскин механизмы подкупа советских чиновников.
Сомнения
Некоторые считают операцию «Лиотэ» мистификацией наподобие «плана Даллеса». Советские гэбисты могли сами сфабриковать документы якобы британского происхождения с целью активизировать контрразведывательную и внутриполитическую работу союзников по Варшавскому договору. Известно, что на операцию «Лиотэ» коммунисты ссылались при разгроме «Пражской весны». В пользу версии о фальсификации говорит и тот факт, что западные историки совершенно не осведомлены об операции «Лиотэ», а главными сторонниками её реальности в настоящее время являются российские публицисты левого толка.